Курсы валют Нацбанка РБ
04 окт05 окт
1 USD 3,2641 3,2641 0,0000
1 EUR 3,6030 3,6030 0,0000
100 RUB 3,4607 3,4607 0,0000
10 CNY 4,6708 4,6708 0,0000
10 PLN 8,3792 8,3792 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
03 окт04 окт
USD 94,5054 95,0262 +0,5208
EUR 104,4481 104,8664 +0,4183
BYN 29,0589 29,1125 +0,0536
CNY 13,3914 13,4808 +0,0894
PLN 24,3621 24,3963 +0,0342

все курсы валют

Белорусы установили печальный рекорд по госдолгу

Про цифры по долгам Беларуси страшно говорить. Первую половину 2019 года чиновники уже списали в утиль.

Перед новым годом Минфин опубликовал цифры по госдолгу Беларуси на 1 декабря. Чуда не произошло — госдолг увеличился на 1,1% и достиг 45,5 млрд BYN.

Таким большим госдолг Беларуси не был ни разу за всю суверенную историю страны.

По отношению к ВВП госдолг составил 36%. Формально этот процент вписывается в финансовую программу властей на 2018—2020 гг., так как в ней прописан лимит в 45%.

По вопросу учета госдолга власти поступают очень хитро. Кроме прямого госдолга в Беларуси есть так называемые гарантии правительства. К гарантиям относятся те кредиты и займы предприятий, возврат которых в случае неплатежеспособности компаний гарантировали чиновники.

Гарантии по госдолгу, как и долги исполкомов, правительство официально не включает в состав госдолга. Однако казенные предприятия смотрят на гарантии как на спонсорскую помощь властей. А как известно, спонсорские деньги — это вещь безвозвратная.

Международные финансовые организации понимают, что не добавлять гарантии в сумму госдолга нельзя. Поэтому структуры типа МВФ предпочитают оперировать уровнем госдолга с учетом гарантий. Объем гарантий Беларуси на 1 декабря 2018 года был равен 7,3 млрд BYN. По отношению к ВВП это составило 5,8%.

Получается, что госдолг вместе с гарантиями к концу 2018 года вырос до 41,8% ВВП. Напоминаем, что сюда по-прежнему не включены данные по долгам исполкомов, которые на бумаге не являются госдолгом, а реально от госдолга почти не отличимы.

Статистику по долгам и гарантиям исполкомов Минфин обнародует очень редко, ссылаясь на то, что это не его компетенция. Между тем, в регионах уже чернеют тучи, предупреждающие о вероятном долговом кризисе. Мощнейший кризис в регионах может разразиться по воле чиновников.

Если верить замминистра финансов Юрию Селиверстову, к началу 2020 года госдолг в определении, которое используют власти, составит 41,6% от ВВП. В деньгах прирост госдолга сложится аж на 10 млрд BYN!

Выходит, что пока правительство не уменьшит отношение гарантий к ВВП ниже 3,4%, совокупный госдолг будет превышать порог безопасности, который пропечатан в финансовой программе на 2018—2020 гг.

Также стоит держать в уме нереалистичность официального прогноза на 2019 год. Похоже, в него не верят сами чиновники. 4 января глава Минфина Максим Ермолович заявил, что как минимум в первом полугодии его ведомство будет исполнять бюджет четко по консервативному сценарию.

А ведь есть еще фактор негативных внешних условий. Бюджет Беларуси на 2019 год рассчитан исходя из цены на российскую нефть 60 USD за баррель. Второй месяц подряд цены на нефть Urals находятся заметно ниже этой отметки.

В декабре власти досрочно погасили валютные долги на 470 млн USD. Минфин и Нацбанк сделали это из-за крайне высоких процентов по обязательствам.

Впрочем, даже с учетом декабрьских выплат нагрузка на Минфин в 2019 году составит 3,3 млрд USD. Поэтому низкие цены на нефть создают огромную угрозу для исполнения бюджета и стабильности экономики в целом.

Дешевая нефть отбирает у Минфина часть доходов от нефтяных пошлин. Если валютные доходы упадут, правительству придется выходить с протянутой рукой на международный долговой рынок. При нерешенном конфликте с Россией у властей просто не остается иного пути.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-01-08


Новости по теме: