Такой вывод можно сделать из сообщений СМИ, которые цитировали замглавы Минфина Юрия Селиверстова. Откуда взялся такой бешеный рост долгов?
18 декабря замминистра финансов Селиверстов представил в парламенте проект бюджета на 2019 год. Многострадальный документ не раз отправляли на доработку, чтобы в итоге передать его депутатам в авральном режиме — под закрытие сессии.
Как оказалось, чиновничья гора родила мышь. Профицит бюджета остался тем же с точностью до рубля — 1 702 млн BYN. Это было достигнуто за счет корректировки доходов и расходов на одинаковую сумму — 161,8 млн BYN.
Есть и странности в части отражения госдолга. По проекту бюджета выходит, что в 2019 году правительство напрямую и для себя привлечет у других государств займы ровно на 1 млрд USD. Непонятно, почему осталась эта сумма: ведь ожидаемый госкредит от РФ сократился до 630 млн USD.
Расчетные условия для обновленного проекта бюджета не изменились — средняя цена 60 USD за баррель нефти Urals, среднегодовой курс в 2,2160 BYN за 1 USD, рост ВВП на 2,1%, инфляция за 2019 год в 5,3%. Также власти предположили, что российский рубль в среднем обесценится до 69 RUB за 1 USD, что дает курс белорусского рубля к российскому около 3,21 BYN за 100 RUB.
По мнению составителей бюджета, ставка рефинансирования останется на уровне 10% до конца 2019 года. Правда, в расчет брался так называемый консервативный сценарий экономического развития. Еще 17 ноября в эфире канала «Беларусь 1» начальник главка Нацбанка Дмитрий Мурин сообщил, что при благоприятных условиях ставка рефинансирования на конец будущего года может упасть до 9,5%.
Впрочем, сегодня в реалистичность благоприятного сценария не слишком верится. В четвертом квартале белорусская экономика начала сползать в рецессию.
К набору бед властей добавилось падение нефтяных цен. Уже можно говорить, что нефть, которая поступает на наши НПЗ, в декабре подешевеет примерно до 55 USD за баррель. Для бюджета это означает недобор поступлений от экспортных пошлин с нефти и нефтепродуктов.
Кстати, российский Центробанк уже поменял цену нефти в базовом сценарии по экономике РФ. Теперь в расчеты Банка России заложена нефть не по 63 USD, а по 55 USD за баррель. Почему аналогичный фокус не проделали белорусские власти, остается лишь догадываться. Ведь с нефтью по 60 USD за бочку «консервативный» бюджет начинает выглядеть слишком оптимистичным.
Гораздо интереснее, чем типовая роспись доходов и расходов, выглядят цифры по госдолгу. Если верить
Что же необычно в высказываниях замминистра финансов? Ответ на вопрос сразу выплывает, если сравнить прогнозируемый размер госдолга с текущими объемами.
Последние доступные данные по госдолгу имеются на 1 ноября 2018 года. На эту дату весь госдолг Беларуси был равен 45,1 млрд BYN, или 36,1% от ВВП. Путем нехитрых вычислений можно понять, что госдолг увеличится на 10 млрд BYN! Да и соотношение госдолга и ВВП ухудшится на 5,5 п.п.
Откуда может взяться такой крутой рост показателей? Первым на ум приходит объяснение с курсовыми переоценками. Дело в том, что белорусский госдолг
По консервативному сценарию от Нацбанка к концу 2019 года белорусский рубль может обесцениться к доллару до 2,2681 BYN за 1 USD. При условии, что курс на конец 2018 года составит 2,17 BYN за 1 USD, курсовые разницы обеспечат увеличение валютной части госдолга примерно на 5,5%. В пересчете на рубли это будет около 2,2 млрд BYN. То есть курсовые разницы объясняют порядка 22% роста госдолга.
Может быть, в 2019 году Минфин будет больше занимать, чем отдавать долги? Согласно пояснительной записке к проекту бюджета расходы на обслуживание госдолга составят 2 977,5 млн BYN. На погашение госдолга у властей уйдет 5 759,5 млн BYN. Итого все затраты по госдолгу достигнут 8 737 млн BYN (или 3,9 млрд USD в эквиваленте).
Как будет финансироваться погашение долга? За счет пошлин на нефтепродукты, перетаможки по схеме Семашко, остатков средств бюджета, заимствований на внешних и внутреннем рынках. Совокупность этих источников полностью покрывает потребность в погашении госдолга, но без создания запасов на черный день.
Значит, есть иное объяснение. Скорее всего, оно состоит в том, что до сих пор вопреки международным методикам мимо белорусского бюджета проходили расходы по финансированию строительства АЭС в Островецком районе. Под нажимом МВФ в 2019 году власти покажут в бюджете траты на АЭС и по китайским кредитам на 5 704 млн BYN.
С точки зрения повышения прозрачности бюджета и статистики по госдолгу эти подвижки можно только приветствовать. Однако отсутствие внятных пояснений по данному вопросу от Минфина не делает чести его руководству.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!