Курсы валют Нацбанка РБ
21 июн22 июн
1 USD 3,1764 3,1764 0,0000
1 EUR 3,4043 3,4043 0,0000
100 RUB 3,7577 3,7577 0,0000
10 CNY 4,3291 4,3291 0,0000
10 PLN 7,8780 7,8780 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
20 июн21 июн
USD 82,6282 85,4176 +2,7894
EUR 89,0914 91,4543 +2,3629
BYN 26,1490 26,8913 +0,7423
CNY 11,1652 11,5185 +0,3533
PLN 20,4591 21,1718 +0,7127

все курсы валют

Когда хата с краю. Местные бюджеты гнутся под бременем опасных долгов

В 2016—2017 гг. исполкомы пытались спасти тонущие предприятия в своих регионах. Но в результате местные власти сами оказались в паре шагов от долговой пропасти.

Минфин опубликовал данные об исполнении местных бюджетов в первом квартале 2018 года. Государственная статистика свидетельствует, что решать застарелые проблемы никто не бежит. В лучшем случае чиновники отодвигают «момент истины» на потом.

После завершения острой фазы кризиса и относительной стабилизации белорусского рубля после девальвации встала проблема проблемных кредитов в госсекторе. У властей возникла альтернатива: либо жертвовать банками, либо подставить плечо полуживым госпредприятиям.

Исходя из тогдашней обстановки, правительство решило превратить мусорные кредиты в надежные облигации госорганов. Если проще, то безнадежные долги перевесили на бюджет (читай: налогоплательщиков).

В идеале кредиты и займы предприятий было бы неплохо спихнуть одному Минфину. Однако уже в конце 2016 года уровень госдолга к ВВП вплотную приблизился к отметке, которую Минфин обозначил как порог безопасности, — 45%.

Поэтому властям пришлось изобретать очередное «элегантное» решение: как не увеличить госдолг, но расчистить балансы госбанков и помочь компаниям на грани банкротства. Выход был найден в законодательной лазейке.

В Беларуси долг органов местного самоуправления формально не включается в состав госдолга. Конечно, в реальности это одно и то же на 99,99%, но на бумаге наши исполкомы обладают недюжинной самостоятельностью и бюджетной автономией.

К слову, эту весьма своеобразную методику подсчета с ходу отвергли международные финансовые организации. В различных докладах и аналитических записках МВФ, Всемирный банк и прочие кредиторы оперируют понятием «расширенного» долга — долга Минфина вместе с долгами исполкомов. Оно и немудрено: в цивилизованном мире разделять слабо разделимое еще не научились.

Так вот, в 2016—2017 гг. облисполкомы стали брать огонь на себя. Местные власти инициировали выпуск облигаций, которые по закрытой подписке выкупали те самые банки, которым были должны проблемные предприятия.

По состоянию на 1 апреля 2018 года области и Минск стали должны 5 млрд BYN. При этом рублевый долг исполкомов составил 3 млрд BYN, валютный — 1 млрд USD.

Долг в 5 млрд BYN — это много или мало? Бюджетный кодекс Беларуси говорит, что слишком много. По Бюджетному кодексу долговые обязательства исполкомов не должны превышать 80% от доходов соответствующего бюджета без учета субвенций и трансфертов. Иначе балансировать бюджеты становится очень трудно, приходится резать по живому — по расходам на социалку.

Что сегодня имеем на практике?

По расчетам Минфина, предельный уровень долга к доходам превышен в Витебской (124,3%), Гомельской (103%), Гродненской (131,1%), Минской (134,1%) и Могилевской (127,5%) областях.

Фактически все области, кроме Брестской, лишены возможности брать взаймы — обслужить бы старые долги. Зато статистика по госдолгу не испорчена, да и облигации облисполкомов в теории можно перевыпускать хоть до посинения.

2018-05-18


Новости по теме: