Курсы валют Нацбанка РБ
15 дек16 дек
1 USD 2,9483 2,9336 −0,0147
1 EUR 3,4590 3,4450 −0,0140
100 RUB 3,7037 3,7039 +0,0002
10 PLN 8,1819 8,1653 −0,0166
10 CNY 4,1756 4,1635 −0,0121

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
15 дек16 дек
USD 79,7296 79,4495 −0,2801
EUR 93,5626 93,2274 −0,3352
BYN 27,0426 27,0826 +0,0400
PLN 22,1305 22,1135 −0,0170
CNY 11,2726 11,2151 −0,0575

все курсы валют

Белорусский гамбит. Прогноз как издевательство над здравым смыслом

29 декабря правительство Беларуси приняло постановление о прогнозе на 2019 год. banki24.by вчитались в этот документ и обнаружили особый цинизм чиновников.

Совмин подготовил свое постановление во исполнение указа о задачах социально-экономического развития Беларуси на 2019 год. Как мы обнаружили в декабре, тот указ содержит совершенно фантастические целевые показатели. Например, рост ВВП предполагается разогнать «по щучьему велению» до 4%, а занятость в экономике непонятно как увеличится впервые с 2011 года.

Ничтоже сумняшеся, правительство развило логику президентского указа почти до абсурда. Постановление утвердило поквартальную разбивку ключевых показателей эффективности работы правительства, а также отдельных ведомств и регионов.

По мысли составителей документа белорусская экономика в 2019 году будет только ускоряться: худшие показатели ожидаются в начале года, а лучшие — в конце. Так, первый квартал должен завершиться с ростом ВВП около 0,6%, первое полугодие — 1,8%, 9 месяцев — 3,1%, а целый год — 4%.

Аналогичная динамика предписана производительности труда. При этом в конце года в экономике вдруг начнет расти количество занятых. По схожему варианту власти планировали 2018 год, но эта задумка чиновников ожидаемо завершилась полным провалом. Во-первых, белорусы активно покидают рынок труда, а во-вторых, стоило нефти упасть в цене, как тут же прекратился рост ВВП.

Еще одна жирная клякса на репутации чиновников-прогнозистов — динамика роста ВВП и производительности в регионах. Предполагается, что во всех без исключения частях страны в конце года внезапно вырастет занятость. Откуда в депрессивных районах возьмутся новые рабочие руки, не поясняется.

Из года в год власти «от балды» формируют прогноз по привлечению прямых иностранных инвестиций. Несколько лет подряд за счет реинвестирования в первом квартале в Беларусь приходит свыше половины годового объема инвестиций. В 2018 году диспропорция будет даже выше — 80% за первый квартал и 20% — за остальные.

Однако с упорством, достойным лучшего применения, правительство прогнозирует равномерное поступление иностранных инвестиций. Во все кварталы Беларусь якобы получит примерно по 0,4 млрд USD инвестиций из зарубежья, чтобы в целом набрать 1,6 млрд USD.

Как у чиновников получается такая лихая игра с цифрами? Все очень просто: 960 млн USD инвестиций получит Минск, еще 240 млн USD — Минская область. На прочие регионы придется лишь по 80 млн USD за год.

Причем прогноз по Минску составлен «с особым цинизмом»: каждый квартал в столицу должны инвестировать ровно по 240 млн USD. Складывается впечатление, что минские власти вообще не заморачивались над целевым показателем и банально разделили годовую сумму на 4 равные части.

Надо отдать должное прогнозистам из Минской области. В квартальной росписи инвестиций по их региону такого безобразия, как в Минске, не наблюдается. Целевые показатели по динамике весьма схожи с реальностью прошлых периодов.

Про оставшиеся регионы больно говорить. Похоже, что им распределили квоты по инвестициям по остаточному принципу, хотя инвестиционные потенциалы разных областей, мягко говоря, отличаются.

Вишенка на торте — прогноз по экспорту строительных услуг. В 2019 году компании системы Минстройархитектуры окажут на 22% больше услуг, чем в 2018-м. Вероятно, власти планируют, что спрос на услуги строительных организаций Беларуси дико вырастет. Пока же из-за превышения импорта строительных услуг над экспортом у страны образуется дыра в платежном балансе.

2019-01-04