Курсы валют Нацбанка РБ
30 июн01 июл
1 USD 2,9663 2,9658 −0,0005
1 EUR 3,4736 3,4789 +0,0053
100 RUB 3,7738 3,7731 −0,0007
10 PLN 8,1995 8,1924 −0,0071
10 CNY 4,1291 4,1238 −0,0053

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
30 июн01 июл
USD 78,4685 78,5284 +0,0599
EUR 92,2785 92,2672 −0,0113
BYN 26,4533 26,4780 +0,0247
PLN 21,6902 21,7145 +0,0243
CNY 10,9433 10,9298 −0,0135

все курсы валют

Белорусский гамбит. Прогноз как издевательство над здравым смыслом

29 декабря правительство Беларуси приняло постановление о прогнозе на 2019 год. banki24.by вчитались в этот документ и обнаружили особый цинизм чиновников.

Совмин подготовил свое постановление во исполнение указа о задачах социально-экономического развития Беларуси на 2019 год. Как мы обнаружили в декабре, тот указ содержит совершенно фантастические целевые показатели. Например, рост ВВП предполагается разогнать «по щучьему велению» до 4%, а занятость в экономике непонятно как увеличится впервые с 2011 года.

Ничтоже сумняшеся, правительство развило логику президентского указа почти до абсурда. Постановление утвердило поквартальную разбивку ключевых показателей эффективности работы правительства, а также отдельных ведомств и регионов.

По мысли составителей документа белорусская экономика в 2019 году будет только ускоряться: худшие показатели ожидаются в начале года, а лучшие — в конце. Так, первый квартал должен завершиться с ростом ВВП около 0,6%, первое полугодие — 1,8%, 9 месяцев — 3,1%, а целый год — 4%.

Аналогичная динамика предписана производительности труда. При этом в конце года в экономике вдруг начнет расти количество занятых. По схожему варианту власти планировали 2018 год, но эта задумка чиновников ожидаемо завершилась полным провалом. Во-первых, белорусы активно покидают рынок труда, а во-вторых, стоило нефти упасть в цене, как тут же прекратился рост ВВП.

Еще одна жирная клякса на репутации чиновников-прогнозистов — динамика роста ВВП и производительности в регионах. Предполагается, что во всех без исключения частях страны в конце года внезапно вырастет занятость. Откуда в депрессивных районах возьмутся новые рабочие руки, не поясняется.

Из года в год власти «от балды» формируют прогноз по привлечению прямых иностранных инвестиций. Несколько лет подряд за счет реинвестирования в первом квартале в Беларусь приходит свыше половины годового объема инвестиций. В 2018 году диспропорция будет даже выше — 80% за первый квартал и 20% — за остальные.

Однако с упорством, достойным лучшего применения, правительство прогнозирует равномерное поступление иностранных инвестиций. Во все кварталы Беларусь якобы получит примерно по 0,4 млрд USD инвестиций из зарубежья, чтобы в целом набрать 1,6 млрд USD.

Как у чиновников получается такая лихая игра с цифрами? Все очень просто: 960 млн USD инвестиций получит Минск, еще 240 млн USD — Минская область. На прочие регионы придется лишь по 80 млн USD за год.

Причем прогноз по Минску составлен «с особым цинизмом»: каждый квартал в столицу должны инвестировать ровно по 240 млн USD. Складывается впечатление, что минские власти вообще не заморачивались над целевым показателем и банально разделили годовую сумму на 4 равные части.

Надо отдать должное прогнозистам из Минской области. В квартальной росписи инвестиций по их региону такого безобразия, как в Минске, не наблюдается. Целевые показатели по динамике весьма схожи с реальностью прошлых периодов.

Про оставшиеся регионы больно говорить. Похоже, что им распределили квоты по инвестициям по остаточному принципу, хотя инвестиционные потенциалы разных областей, мягко говоря, отличаются.

Вишенка на торте — прогноз по экспорту строительных услуг. В 2019 году компании системы Минстройархитектуры окажут на 22% больше услуг, чем в 2018-м. Вероятно, власти планируют, что спрос на услуги строительных организаций Беларуси дико вырастет. Пока же из-за превышения импорта строительных услуг над экспортом у страны образуется дыра в платежном балансе.

2019-01-04