Курсы валют Нацбанка РБ
03 авг04 авг
1 USD 2,4375 2,4475 +0,0100
1 EUR 2,8990 2,8771 −0,0219
100 RUB 3,3156 3,2997 −0,0159
10 PLN 6,5615 6,5033 −0,0582

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
03 авг04 авг
USD 73,4261 74,1586 +0,7325
EUR 87,2889 87,2253 −0,0636
BYN 30,0890 30,3506 +0,2616
PLN 19,7653 19,7561 −0,0092

все курсы валют

Предприятия Беларуси смотрят на госгарантии как на спонсорскую помощь

Анализ отчетов об исполнении бюджета открывает ужасающую картину. Платежная дисциплина по возврату гарантий государства практически отсутствует.

Конечный документ по итогам проверки исполнения бюджета появляется очень поздно. Обычно его публикуют только в четвертом квартале после завершения прошлого бюджетного года.

К обнародованию отчета чиновники стараются не привлекать особого внимания. И надо сказать, что они делают это не без причины. Отдельные компоненты отчета отражают крайне неприятную картину. Проблемы такого масштаба не удается скрыть даже среди сотен абзацев многостраничного текста.

Одна из главных болевых точек белорусской экономической модели — потрясающе низкое качество госгарантий. Если по внешним заимствованиям какая-то ритмичность платежей есть, то по внутренним она исчезает практически напрочь.

Судите сами: к началу 2018 года основной долг предприятий-заемщиков по возврату исполненных гарантий Минфина составил 1 687 млн BYN. Четырьмя годами ранее этот показатель был равен 158,5 млн BYN. Таким образом, всего за 4 года нерадивые должники увеличили долг по исполненным гарантиям на порядок — в 10,6 раза!

Бюджет постоянно продляет предприятиям сроки возврата денег по исполненным гарантиям. В начале 2014 года таких пролонгированных долгов насчитывалось 32,4 млн BYN, а к началу 2018-го стало 1 405 млн BYN. Рост потенциально «мусорной» задолженности составил 43,4 раза!

Но и это далеко не все. Несмотря на постоянные отсрочки и рассрочки Минфина по возврату долга, многие заемщики умудряются нарушить льготные графики, составленные государством. За 2014—2017 гг. просрочка по основному долгу за исполненные гарантии выросла в 3,4 раза — до 489,1 млн BYN.

По процентным платежам ситуация складывается не лучше. Задолженность перед Минфином по процентам во исполнение гарантий увеличилась до 319,2 млн BYN. При этом к 2018 году удельный вес просрочки превысил треть от общей суммы процентов — 129,2 млн BYN.

Кто же накопил все эти токсичные долги перед бюджетом?

Первое место с большим отрывом занимает агропромышленный комплекс. На предприятия АПК приходится 75,8% обязательств перед Минфином. Также сельхозники формируют подавляющую долю просрочки — 403,7 млн BYN (82,5% «плохих» гарантий).

Как это безобразие воспринимает само государство в лице чиновников? Государство продляет финансовую кому неплатежеспособных аграриев еще на 8 лет. По сути, проблемы откладываются в долгий ящик. С надеждой на то, что в будущем черная дыра в сельском хозяйстве постепенно рассосется. Как паллиативное решение власти рассматривают перекладывание огромного долгового бремени на местные бюджеты.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!

2018-10-24


Новости по теме: