Промышленные предприятия остаются крайне закредитованными, несмотря на многочисленные списания и отсрочки долгов. Какая судьба ждет их дальше?
По информации Нацбанка, в Беларуси сохраняется ощутимая вероятность дефолта банковской системы. Поскольку ключевым риском банков является кредитный, то главную роль в возможном обрушении системы может сыграть промышленность.
По оценкам регулятора, к началу 2019 года 61% кредитного портфеля банков принадлежало обрабатывающей промышленности и сельскому хозяйству. При этом уровень создаваемой промышленниками и сельхозниками валовой добавленной стоимости был значительно ниже. Согласно НБРБ это свидетельствует о низкой инвестиционной отдаче финансовых ресурсов и неэффективности их распределения среди отраслей реального сектора.
Для промышленности Беларуси характерна самая высокая долговая нагрузка среди видов деятельности и худшее качество кредитов и займов. По данным Нацбанка, на 1 января 2019 года 10,9% активов банков в обрабатывающей промышленности были необслуживаемыми.
Напомним, согласно основным направлениям
На 1 мая суммарные долги промышленных предприятий достигли 64,4 млрд BYN (+2% с начала
К 1 мая долги горнодобывающей промышленности сложились на сумму 1,523 млрд BYN (+6,8% с начала года), энергетики — 4,617 млрд BYN (минус 9%). Это значит, что весь оставшийся долг (около 57,9 млрд BYN) обеспечили предприятия в отраслях обрабатывающей промышленности.
Крупнейшие обязательства накопили предприятия пищевой промышленности — 13,6 млрд BYN (+3,6%). Известно, что вместе с сельским хозяйством пищепром составляет агропромышленный сектор (АПК). Так вот, организации АПК на 1 мая задолжали каждый пятый рубль в масштабах всей Беларуси.
Еще 8,3 млрд BYN были должны пресловутая деревообработка и
Что же делать со всеми этими закредитованными гигантами промышленности? Ведь абсолютное большинство из них находится в собственности государства.
Недавно представители Всемирного банка в Беларуси предложили свой ответ. Нужно разделить компании на три группы: тех, которые финансово здоровы, тех, кого еще можно реанимировать и тех, кто представляет собой «ходячие трупы». Предприятия в третьей группе подлежат либо закрытию, либо приватизации за долги.
По расчетам Всемирного банка, рост расходов на новых безработных будет гораздо ниже, чем колоссальные траты на господдержку полумертвых госкомпаний. Тем более, что согласно данным Нацбанка кредиты казенных предприятий, по которым те с высокой вероятностью не смогут рассчитаться, составляют до 14% ВВП.
Однако на меры, предлагаемые международными кредиторами Беларуси, не согласно высшее руководство государства. И поскольку согласие властей на реформы не получено, нашу страну ждут очень трудные времена.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!