Несколько грядущих лет станут настоящим испытанием для белорусской экономики. Выдержат ли власти, если проходу над воронкой госдолга помешает Россия?
На 1 июня 2019 года госдолг Беларуси составил 43,9 млрд BYN, что эквивалентно 35,2% от ВВП. При этом внешний госдолг на ту же дату достиг 16,6 млрд USD (27,9% ВВП), внутренний – 9,1 млрд BYN (7,3% ВВП).
Международные кредиторы типа МВФ или Всемирного банка включают в состав госдолга Беларуси гарантии правительства. На 1 июня госгарантии были равны 6 млрд BYN (4,8% ВВП).
Среднесрочная финансовая программа на 2019-2021 гг. предусматривает удержание госдолга в пределах 45% от ВВП. Даже с учетом госгарантий Минфин Беларуси пока укладывается в этот показатель.
Что же тогда беспокоит международные финансовые организации, раз для властей якобы нет повода волноваться?
Кредиторов Беларуси может беспокоить чрезвычайно жесткий профиль погашения госдолга. Согласно последним оценкам, в 2019 году Минфин потратит на погашение и обслуживание госдолга 3,293 млрд USD, в 2020-м — 3,633 млрд USD, в 2021-м — 3,282 млрд USD, в 2022-м — 3,463 млрд USD, в 2023-м — 3,830 млрд USD. Всего за 5 лет нашей стране нужно где-то изыскать аж 17,5 млрд USD!
Некоторое облегчение в графике платежей ожидается после 2023 года. Однако и тогда суммы к оплате будут выставляться весьма внушительные: 2,528 млрд USD в 2024-м и 2,353 млрд USD — в 2025-м.
Второй повод для беспокойства – сильная валютизация госдолга, причем и внешнего, и внутреннего. По состоянию на начало 2019 года 91,6% внешнего госдолга были номинированы в долларах, 5,1% – в российских рублях, 2,4% – в юанях, 0,9% – в евро. Структура внутреннего долга выглядела следующей: 50,5% – доллары, 32,7% – евро, 16,7% – белорусские рубли, 0,1% – российские рубли.
Малая доля белорусского рубля во внутреннем долге объясняется сочетанием факторов. Во-первых, правительство часто использовало внутренний рынок, чтобы перекредитоваться и погасить внешние долги. Во-вторых, государство через выпуск валютных облигаций взяло на себя гигантские «мусорные» кредиты казенных предприятий.
И наконец, для госдолга Беларуси характерно то же, что и для внешней торговли – чрезмерная концентрация. Правительство РФ непосредственно и через Евразийский фонд стабилизации и развития контролирует до 2/3 белорусского госдолга.
Также примечательно, что в текстах последних по времени госкредитов России для Беларуси прописаны жесткие условия возврата денег.
Если Беларусь по каким-то причинам перестанет своевременно обслуживать долги перед Россией, то сначала на невыплаченный долг начнут начислять проценты по штрафным ставкам — в 1,5 раза выше стандартной.
Если же белорусы не смогут погасить просрочку по любому из госкредитов в течение 180 дней, то помимо взимания штрафных процентов оставшаяся задолженность по кредитам будет объявлена срочной к погашению. В тяжелой ситуации для Беларуси россияне получат право предъявить счет на сумму в несколько миллиардов долларов.
В последние годы Россия часто ведет экономические войны с соседями. В связи с этим долговое оружие вполне может использовано РФ при любом обострении отношений с белорусскими властями.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!