В последние месяцы поток новостей на белорусскую тематику то и дело повергает в тотальное уныние. Порцию негатива в общий фон внесла и прошлая неделя.
26 июня белорусов окатило холодным душем представительство Всемирного банка. Глава представительства Алекс Кремер написал блог о важности реформ в нашей стране.
По мнению Кремера и остальных экспертов Всемирного банка «Беларуси крайне необходимы структурные экономические реформы». При этом крайняя необходимость в реформах объясняется уже не нуждой в поддержании темпов роста, а банальным избеганием нового экономического кризиса.
Во Всемирном банке политкорректно обозвали грядущий кризис «экономической нестабильностью». Однако наученные горьким опытом белорусы уже привыкли читать между строк и готовы к худшим сюрпризам от собственного правительства.
Причина всех бед Беларуси — жизнь не по средствам. В терминологии Всемирного банка у страны существует разрыв между доходами и расходами. Раньше разрыв покрывался больше за счет помощи от России, а теперь на первый план выходят все новые и новые кредиты и займы.
На начало 2019 года Беларусь накопила перед внешними кредиторами гигантские долги. Госдолг перед Россией составил 7,905 млрд USD, Китаем — 3,302 млрд USD, Евразийским фондом стабилизации и развития — 2,683 млрд USD, держателями евробондов — 2 млрд USD, Всемирным банком — 904,5 млн USD.
Почти весь госдолг Беларуси (даже внутренний) номинирован в иностранной валюте. Это создает для страны гигантские риски в случае любого значимого ослабления белорусского рубля или снижения валютной выручки предприятий.
График выплат на пятилетие самый тяжелый: в 2019 году — 3,293 млрд USD, в
Большую опасность представляют выплаты по кредитам на так называемую модернизацию. Для многих предприятий модернизация завершилась тем, что они из доноров бюджета стали его безнадежными должниками. Между тем, только по кредитным линиям китайских банков предстоит отдать до 5,1 млрд USD.
По данным Нацбанка, кредиты госпредприятий, по которым те с высокой степенью вероятности не смогут рассчитаться самостоятельно, составляют до 14% ВВП. В пересчете на деньги это порядка 17 млрд BYN.
Значительная часть кредитов, которые формально получили казенные предприятия, появилась лишь потому, что государство выдало на них гарантии погашения. К началу 2019 года госгарантии по обязательствам предприятий составили 3,069 млрд USD в эквиваленте.
Дополнительные трудности поставляет налоговый маневр в России. По оценкам персонала МВФ, в 2021 году Беларуси понадобится 1,5 млрд USD, чтобы закрыть дыру
По расчетам Всемирного банка, уже «в
Всемирный банк советует правительству «увеличить свои доходы и сократить расходы». Но похоже, что Минфин выбрал на ближайшую перспективу обратный путь — от профицитного бюджета к безпрофицитному.
28 июня ложку дегтя добавило рейтинговое агентство Fitch. Специалисты агентства оставили суверенный рейтинг Беларуси неизменным — на уровне «В». Этот рейтинг на сразу на пять ступеней ниже инвестиционной категории. В связи с этим инвестиции в Беларусь до сих пор считаются рискованными с большой вероятностью невозврата денег.
Эксперты Fitch особо отметили низкий уровень золотовалютных резервов, слабые перспективы экономического роста (около 2% в год), высокий госдолг с крупными курсовыми рисками, слабый банковский сектор, низкое качество управления и высокую зависимость от России.
По модели Fitch суверенный рейтинг Беларуси мог быть на 2 ступени выше — «ВВ-». Однако все портят слабая макроэкономика и уязвимые внешние финансы. Такова горькая цена нежелания властей начать структурные реформы.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!