USD нал EUR нал
3,2550 / 3,2640 3,5250 / 3,5400
Курсы валют Нацбанка РБ
29 мар30 мар
1 USD 3,2498 3,2498 0,0000
1 EUR 3,5019 3,5019 0,0000
100 RUB 3,5223 3,5223 0,0000
10 CNY 4,4759 4,4759 0,0000
10 PLN 8,1102 8,1102 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
28 мар29 мар
USD 92,5919 92,2628 −0,3291
EUR 100,2704 99,7057 −0,5647
BYN 28,4504 28,3903 −0,0601
CNY 12,7477 12,6979 −0,0498
PLN 23,2310 23,0191 −0,2119

все курсы валют

Где белорусам взять деньги на компенсацию налогового маневра?

С 2019 года белорусская экономика начинает терять сотни миллионов долларов от снижения пошлин на нефть. Какие источники могут компенсировать убытки?

Для начала определимся, почему Беларусь потеряет огромные деньги от налогового маневра в соседней стране. Суть маневра состоит в том, что за 6 лет экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты будут снижены с 30% до нуля. Одновременно в России будет увеличиваться налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Беларусь находится в едином таможенном пространстве с РФ. По двусторонним соглашениям нашей стране позволено оставлять у себя пошлины от экспорта нефтепродуктов в пределах 1,5 млрд USD.

Кроме того, в 2017—2019 гг. действует так называемая схема «перетаможки» Семашко. В апреле 2017-го белорусский и российский президенты договорились, что РФ будет компенсировать Беларуси цены на газ, превышающие те, по которым платит Смоленская область. Россияне дали белорусам право ежегодно реэкспортировать 6 млн тонн нефти и оставлять пошлины у себя.

Летом 2018 года правительство РФ прекратило перечислять пошлины Беларуси из-за того, что РБ выбрала рублевый лимит, прописанный в федеральном бюджете России. В ответ Беларусь просто перестала платить «дочке» Газпрома за поставленное сырье. В октябре нефтегазовый спор разрешился, «перетаможка» вновь вернулась в белорусский бюджет, а долги по газу были оперативно погашены.

Начавшееся в 2019 году снижение пошлин и рост НДПИ наносит двойной удар — по белорусскому бюджету и по нефтепереработке. Из-за падения ставок пошлин падают валютные поступления в бюджет, из-за увеличения НДПИ Нафтан и Мозырский НПЗ покупают более дорогую нефть. Уже в 2018 году Нафтан входил в число наиболее убыточных предприятий Беларуси.

Минфин Беларуси посчитал, что в 2019 году при цене Urals 60 USD за баррель «перетаможка» 6 млн тонн нефти принесет 522,6 млн USD. Доходы в виде экспортных пошлин на нефтепродукты в этом году составят 627,2 млн USD. Потери от налогового маневра в РФ оценены Минфином на сумму 231,6 млн USD.

Периодически в СМИ всплывают и более высокие цифры ожидаемых потерь от налогового маневра, но обычно такие оценки исходят из цены на нефть в 70 USD за баррель. Между тем, Urals уже второй месяц подряд торгуется ниже 60 USD.

Как вариант, чиновники могут учитывать вторичные потери — от недоплаты налогов НПЗ ввиду падения их прибыльности. Тогда сумма убытков растет до 300+ млн USD.

Тем не менее, год от года размер потерь от налогового маневра будет увеличиваться и нужно изыскивать средства для закрытия возникающих дыр. Первый очевидный шаг на этом пути — выколачивание долгов перед Беларусью.

Главный внешний дебитор белорусских предприятий — это Россия. На 1 ноября 2018 года россияне просрочили дебиторку на 186 млн USD в эквиваленте. На ту же дату белорусские предприятия были должны 108,3 млн USD. Как видим, имеется поле для деятельности по возврату просроченной дебиторки — сальдо в пользу Беларуси.

Еще одна проблемная точка на карте — Туркменистан. Потенциально долг туркменов представляет собой 200 млн USD недоплаты за возведение калийного комбината. Пока проект оборачивается для Беларуси сплошными убытками: мы потратили на строительство больше денег, чем получили назад.

Перед белорусами есть большие долги у Венесуэлы. Еще до конца 2017 года мы авансом построили для боливарианской республики жилье на 113 млн USD. Также в эту страны шли поставки продукции АПК и машиностроения.

На сегодня Венесуэла находится в жесточайшем кризисе: из страны эмигрировали 3 млн человек. Поэтому неудивительно, что правительство Мадуро кормит Беларусь «завтраками» и обещает отдать долги то железом, то криптовалютой.

Второй путь консолидации денежных ресурсов — сокращение налоговых льгот. По информации naviny.by, объем налоговых только за 2019 год составит около 7,4 млрд BYN. В силу специфической структуры экономики большинство льгот получают госпредприятия. Эффективность льгот толком не оценивается чиновниками и находится под большим вопросом.

Третий вариант — урезание сумм господдержки. Полные данные о господдержке власти публикуют редко и с большим запозданием. Сейчас известны размеры господдержки за 2017 год — 4,6 млрд BYN. Судя по плачевному состоянию многих получателей бюджетных денег, миллиарды были потрачены как в бездонную бочку.

Еще есть такая штука, как госгарантии. К началу 2018 года только основной долг предприятий по возврату исполненных гарантий Минфина составил 1 687 млн BYN.

Следует работать над обнулением директивного кредитования. Лимит выдачи нерыночных кредитов на 2019 год определен в размере 800 млн BYN. Само население получит 117,8 млн BYN льготных кредитов, а все остальное поглотят предприятия.

В бюджете-2019 запланировано лишь 40 млн BYN поступлений от приватизации госактивов. Это мизерная сумма, которая легко перекрывается продажей акций Белинвестбанка и Приорбанка.

Вероятно, после 2019 года стоит подумать над более амбициозными проектами. Например, продать доли в НПЗ или кусочек Беларуськалия. На такие предприятия у инвесторов деньги найдутся — было бы адекватное предложение. Всегда можно возобновить переговоры о реализации акций Беларусбанка и Белагропромбанка.

Наконец, власти могут обратить внимание на деньги населения. Белорусы собрали на счетах до востребования 1 млрд USD. Для властей было бы неплохо заполучить хотя бы часть этих средств. У чиновников наличествует самый широкий арсенал методов для проведения «стерилизации» валюты физлиц.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-01-14


Новости по теме: