Курсы валют Нацбанка РБ
01 апр02 апр
1 USD 3,1322 3,1313 −0,0009
1 EUR 3,3882 3,3879 −0,0003
100 RUB 3,6457 3,6551 +0,0094
10 PLN 8,0940 8,0883 −0,0057
10 CNY 4,2632 4,2549 −0,0083

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
01 апр02 апр
USD 85,4963 84,8707 −0,6256
EUR 92,4276 91,9643 −0,4633
BYN 27,2959 27,1040 −0,1919
PLN 22,1247 21,9554 −0,1693
CNY 11,7136 11,6029 −0,1107

все курсы валют

Где белорусам взять деньги на компенсацию налогового маневра?

С 2019 года белорусская экономика начинает терять сотни миллионов долларов от снижения пошлин на нефть. Какие источники могут компенсировать убытки?

Для начала определимся, почему Беларусь потеряет огромные деньги от налогового маневра в соседней стране. Суть маневра состоит в том, что за 6 лет экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты будут снижены с 30% до нуля. Одновременно в России будет увеличиваться налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Беларусь находится в едином таможенном пространстве с РФ. По двусторонним соглашениям нашей стране позволено оставлять у себя пошлины от экспорта нефтепродуктов в пределах 1,5 млрд USD.

Кроме того, в 2017—2019 гг. действует так называемая схема «перетаможки» Семашко. В апреле 2017-го белорусский и российский президенты договорились, что РФ будет компенсировать Беларуси цены на газ, превышающие те, по которым платит Смоленская область. Россияне дали белорусам право ежегодно реэкспортировать 6 млн тонн нефти и оставлять пошлины у себя.

Летом 2018 года правительство РФ прекратило перечислять пошлины Беларуси из-за того, что РБ выбрала рублевый лимит, прописанный в федеральном бюджете России. В ответ Беларусь просто перестала платить «дочке» Газпрома за поставленное сырье. В октябре нефтегазовый спор разрешился, «перетаможка» вновь вернулась в белорусский бюджет, а долги по газу были оперативно погашены.

Начавшееся в 2019 году снижение пошлин и рост НДПИ наносит двойной удар — по белорусскому бюджету и по нефтепереработке. Из-за падения ставок пошлин падают валютные поступления в бюджет, из-за увеличения НДПИ Нафтан и Мозырский НПЗ покупают более дорогую нефть. Уже в 2018 году Нафтан входил в число наиболее убыточных предприятий Беларуси.

Минфин Беларуси посчитал, что в 2019 году при цене Urals 60 USD за баррель «перетаможка» 6 млн тонн нефти принесет 522,6 млн USD. Доходы в виде экспортных пошлин на нефтепродукты в этом году составят 627,2 млн USD. Потери от налогового маневра в РФ оценены Минфином на сумму 231,6 млн USD.

Периодически в СМИ всплывают и более высокие цифры ожидаемых потерь от налогового маневра, но обычно такие оценки исходят из цены на нефть в 70 USD за баррель. Между тем, Urals уже второй месяц подряд торгуется ниже 60 USD.

Как вариант, чиновники могут учитывать вторичные потери — от недоплаты налогов НПЗ ввиду падения их прибыльности. Тогда сумма убытков растет до 300+ млн USD.

Тем не менее, год от года размер потерь от налогового маневра будет увеличиваться и нужно изыскивать средства для закрытия возникающих дыр. Первый очевидный шаг на этом пути — выколачивание долгов перед Беларусью.

Главный внешний дебитор белорусских предприятий — это Россия. На 1 ноября 2018 года россияне просрочили дебиторку на 186 млн USD в эквиваленте. На ту же дату белорусские предприятия были должны 108,3 млн USD. Как видим, имеется поле для деятельности по возврату просроченной дебиторки — сальдо в пользу Беларуси.

Еще одна проблемная точка на карте — Туркменистан. Потенциально долг туркменов представляет собой 200 млн USD недоплаты за возведение калийного комбината. Пока проект оборачивается для Беларуси сплошными убытками: мы потратили на строительство больше денег, чем получили назад.

Перед белорусами есть большие долги у Венесуэлы. Еще до конца 2017 года мы авансом построили для боливарианской республики жилье на 113 млн USD. Также в эту страны шли поставки продукции АПК и машиностроения.

На сегодня Венесуэла находится в жесточайшем кризисе: из страны эмигрировали 3 млн человек. Поэтому неудивительно, что правительство Мадуро кормит Беларусь «завтраками» и обещает отдать долги то железом, то криптовалютой.

Второй путь консолидации денежных ресурсов — сокращение налоговых льгот. По информации naviny.by, объем налоговых только за 2019 год составит около 7,4 млрд BYN. В силу специфической структуры экономики большинство льгот получают госпредприятия. Эффективность льгот толком не оценивается чиновниками и находится под большим вопросом.

Третий вариант — урезание сумм господдержки. Полные данные о господдержке власти публикуют редко и с большим запозданием. Сейчас известны размеры господдержки за 2017 год — 4,6 млрд BYN. Судя по плачевному состоянию многих получателей бюджетных денег, миллиарды были потрачены как в бездонную бочку.

Еще есть такая штука, как госгарантии. К началу 2018 года только основной долг предприятий по возврату исполненных гарантий Минфина составил 1 687 млн BYN.

Следует работать над обнулением директивного кредитования. Лимит выдачи нерыночных кредитов на 2019 год определен в размере 800 млн BYN. Само население получит 117,8 млн BYN льготных кредитов, а все остальное поглотят предприятия.

В бюджете-2019 запланировано лишь 40 млн BYN поступлений от приватизации госактивов. Это мизерная сумма, которая легко перекрывается продажей акций Белинвестбанка и Приорбанка.

Вероятно, после 2019 года стоит подумать над более амбициозными проектами. Например, продать доли в НПЗ или кусочек Беларуськалия. На такие предприятия у инвесторов деньги найдутся — было бы адекватное предложение. Всегда можно возобновить переговоры о реализации акций Беларусбанка и Белагропромбанка.

Наконец, власти могут обратить внимание на деньги населения. Белорусы собрали на счетах до востребования 1 млрд USD. Для властей было бы неплохо заполучить хотя бы часть этих средств. У чиновников наличествует самый широкий арсенал методов для проведения «стерилизации» валюты физлиц.

2019-01-14