В 2019 году власти ставят задачу по сохранению ЗВР на уровне не ниже 7,1 млрд USD. Между тем, за январь и февраль страна уже потратила на погашение валютных долгов до 1,1 млрд USD.
Согласно Основным направлениям
Наращивание ЗВР в течение 2019 года объявлено «важной общегосударственной задачей», которую надо решить ради «повышения экономической безопасности страны». В текущем году Нацбанк намерен улучшить структуру резервов, а именно сократить долю ЗВР, ранее набранных за счет кредитов и займов. Кроме того, власти желают перехватить часть валюты на внутреннем рынке.
Согласно Нацбанку, в январе 2019 года правительство и регулятор погасили валютные обязательства на 650 млн USD, в феврале — на 431 млн USD. Таким образом, всего за 2 месяца власти растратили без малого 1,1 млрд USD дефицитной валюты.
Впрочем, в январе—феврале 2018 года долговая нагрузка на Минфин и Нацбанк была намного выше — 1,8–1,9 млрд USD. Тогда власти погашали евробонды, а в этом году таких обязательств у них нет.
По осенним расчетам banki24.by, за весь 2019 год властям и предприятиям могли предъявить к погашению до 6 млрд USD валютных долгов. Однако в декабре
Зимой 2019 года Минфин столкнулся с тем, что китайцы не намерены покупать белорусские
В результате белорусские финансисты решили сдвинуть фокус на внутренний рынок валютных облигаций, где собираются взять 370 млн USD. Также была проведена работа по выходу с
15 марта Совмина принял постановление «Об эмиссии государственных ценных бумаг на территории Российской Федерации». 18 марта этот документ был включен в реестр правовых актов, но не был опубликован.
Сильно затянулась пауза по выделению Беларуси последнего транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития. Дата доступности этого транша была сдвинута на 31 марта 2019 года, но о ходе обсуждений в ЕФСР Минфин РБ хранит гробовое молчание.
В подвешенном состоянии находится вопрос о получении межгосударственного кредита от России на рефинансирование 600 млн USD долгов перед этой страной. 14 марта посол РФ Михаил Бабич сообщил об отсутствии конкретных договоренностей.
Между 1 января и 1 марта снижение ЗВР Беларуси формально было незначительным — с 7 158 до 7 095 млн USD. Однако за тот же короткий период на 485 млн USD упали активы, которые не включаются в резервные по методике МВФ.
На самом деле, статус этих активов за чертой ЗВР довольно пластичен. Чтобы сделать их резервными, Нацбанку достаточно перегнать деньги из банка с рейтингом ниже инвестиционной категории в банк с инвестиционным рейтингом. К 1 марта данная подушка безопасности НБРБ изрядно похудела — до 169 млн USD. А ведь эта подушка часто используется властями для сглаживания колебаний ЗВР.
Часть ЗВР сформирована на долговой основе, а еще одна часть представляет собой монетарное золото. По этой причине Нацбанк может потратить на валютные интервенции весьма ограниченный объем ресурсов. По оценке banki24.by, на 1 марта это была сумма около 1,1 млрд USD в эквиваленте — несколько недель набега на банки по образцу декабря 2014 года.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!