Сколько денег Нацбанк Беларуси может потратить на интервенции?
Власти уже полмесяца следят за быстрой девальвацией белорусского рубля ко всем валютам корзины Нацбанка.
Каким объемом ресурсов располагает НБРБ, чтобы замедлять падение курса?
На первый взгляд, ответ о суммах, которыми распоряжается Нацбанк, лежит на поверхности. Это все золотовалютные резервы Беларуси. К 1 сентября ЗВР страны достигли 7,2 млрд USD. Вроде бы вполне солидная заначка на черный день!
Однако не все так просто, как кажется. Дело в том, что бóльшая часть ЗВР Беларуси была накоплена из долговых источников.
За последние годы в ЗВР были включены 5 траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (1,6 млрд USD), 3 выпуска евробондов (2 млрд USD) и средства от размещения валютных облигаций Нацбанка. К началу осени Нацбанк все еще был должен покупателям валютных облигаций около 1 млрд USD.
Так как названные источники денег заемные, рано или поздно нужно будет вернуть валюту кредиторам. То есть придется либо опустошать ЗВР, либо перехватывать новые долги перед возвратом старых.
В составе резервов далеко не все деньги «принадлежат» непосредственно Нацбанку. Например, золотой запас Беларуси на 1 сентября 2018 года достигал 1 808 млн USD.
Но монетарное золото в ЗВР почти неприкосновенно. Как правило, центральные банки идут на продажу золота из ЗВР не от хорошей жизни, а потому что продавать больше нечего. Продажа золота центробанком развивающейся страны почти всегда означает, что у государства колоссальные проблемы с выплатой долгов и ситуация в экономике аховая.
Остальные активы внутри ЗВР не находятся в металлическом выражении, а существуют как записи на счетах. Главным хранилищем валюты является депозит Минфина в Нацбанке. Количество денег на счету Минфина 1 августа составляло 4 689 млн USD (данных на 1 сентября пока нет). Понятно, что эти ресурсы были собраны Минфином с миру по нитке — как кредиты и займы в Беларуси и за ее пределами.
В общем, Минфин с Нацбанком кругом должны и вынуждены постоянно занимать валюту, чтобы сохранить
Поскольку НБРБ и Минфин накопили большие долги и периодически занимают снова, каждый месяц власти Беларуси отдают кредиторам многомиллионные суммы. За январь—август 2018 года госорганы потратили на погашение внешних и внутренних валютных обязательств 4 млрд USD.
Оценить ожидаемые затраты валюты из ЗВР позволяют регулярные расчеты Нацбанка. Ежемесячно НБРБ публикует эти сведения на своем сайте. На 1 августа ЗВР Беларуси без привлечения новых денег за 12 последующих месяцев могли похудеть на 3,9 млрд USD.
Расчетами Нацбанка активно пользуются рейтинговые агентства. В частности, Fitch так выводит собственный показатель «чистых» ЗВР Беларуси. «Чистые» ЗВР получаются путем вычитания из валовых резервов предполагаемых годовых затрат на погашение валютных долгов.
На 1 августа «чистые» резервы страны были равны 3,1 млрд USD. Если вычесть из этой суммы «неприкасаемый» золотой запас, то в сухом остатке мы будем располагать 1,3 млрд USD.
В декабре 2014 года на волне валютной паники население и предприятия купили у банков 1 352 млн USD на чистой основе. Сопоставляя этот объем с ЗВР помимо золотого запаса после выплаты долгов, выходим на 1 месяц возможного терпения властей во время острого кризиса. Правда, как показывают последние заявления руководства Нацбанка, даже этот месяц ждать никто не собирается.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!