Очередной ведущий очередного госканала вытянул министра финансов на разговор по душам. Несмотря на все старания госжурналиста, интервью вышло полезным для препарирования фактов и извлечения выводов.
Максим Ермолович был назначен на должность главы Минфина в последний день лета. Будучи первым заместителем прошлого министра, Ермолович не брал времени на раскачку и стал активно комментировать события и процессы в подведомственной ему сфере.
Первым делом Ермолович подтвердил печальные оценки своего коллеги — Юрия Селиверстова. На 2019 год не планируется даже номинальный рост доходов бюджета. При ожидаемых темпах инфляции это ведет к сокращению реальных доходов казны более чем на 5%.
Причина дыры в бюджете давно понятна — это налоговый маневр в России. Беларусь недополучит экспортные пошлины от нефтепродуктов примерно на 300 млн USD. Чтобы хоть
Хотя доходы бюджета в 2019 году не вырастут, Ермолович пообещал бюджетной сфере дополнительные ресурсы. Предполагается, что деньги найдут по соседству — части былой поддержки лишатся госпредприятия.
Правда, пока в слова Ермоловича верится с трудом. Скорее самих бюджетников «оптимизируют» еще раз: уволят некую часть персонала и повысят за счет уволенных зарплаты оставшихся. Про тотальный оптимизец в бюджетном секторе в конце августа намекнул
Неприятная новость от Ермоловича: Беларусь возвращается к «кризисной» схеме погашения и обслуживания госдолга. В 2019 году только 25% долга будет погашено из бюджета. Это значит, что на 75% старый долг будет закрыт за счет новых кредитов. Главный такой кредит — кредит правительства России на сумму до 1 млрд USD.
Из денег правительства РФ власти Беларуси хотят погасить часть накопленного долга перед Россией. Белорусы пошли по порочному кругу: начали брать взаймы у кредитора, чтобы сразу отдавать эти деньги ему же. В экономике такие схемы часто называют финансовой пирамидой.
Также Ермолович сообщил о намерении улучшить профиль долга Беларуси. И в самом деле, когда половина заимствований висит под плавающей процентной ставкой, любое ужесточение политики ФРС, ЕЦБ или ЦБ РФ ощущается очень болезненно.
Министр финансов признал, что как минимум на 2019 год Беларусь добровольно отрезает себя от рынка евробондов. Подоплека ясна: с подачи США мировая экономика вступила в полосу повышения процентных ставок, а развивающиеся рынки сейчас лихорадит.
Разместиться под 6,2% годовых, как это было в феврале 2018 года, Минфин уже не сможет. На сегодня доходность по «длинным» евробондам Беларуси превышает 7%. Поэтому придется перебиваться на локальных долговых рынках Китая и России. Благо, китайский юань с 2016 года входит в валютную корзину МВФ и средства от продажи
Деньги напрямую от МВФ Беларуси