Углеводородные схемы Беларуси. На что разозлилась Россия?
В начале августа стало известно, что Россия начала жесткое давление на Беларусь в нефтегазовой сфере. Раскрываем вероятные причины этого конфликта.
Вброс информации в медиаполе произошел через авторитетное агентство Рейтер. По документам, которые попали в распоряжении журналистов, россияне приостановили перетаможку нефти по схеме Семашко, заблокировали выделение 2 траншей кредита ЕФСР и пообещали урезать поставки нефтепродуктов в нашу страну.
Якобы были заморожены и переговоры о выделении в 2019 году госкредита России белорусскому правительству. Совмин Беларуси запросил у россиян около 1 млрд USD. Деньги потребовались белорусской стороне, чтобы заплатить РФ её же средствами по старым долгам и не расходовать на эти цели драгоценные ЗВР.
От описанных действий РФ белорусский бюджет и наши компании несут сплошные потери. Зато бюджету России углеводородная «война» позволяет минимизировать финансовые потери от союзнических отношений с Беларусью.
22 августа отношения Беларуси и России в Сочи обсуждали лично Лукашенко и Путин. Оба президента явно затрагивали накопившиеся проблемы в сфере нефтегазовых отношений.
Однако никакой конкретики после визита главы государства в РФ в прессу не просочилось. Стороны лишь договорились об очередной встрече — в расширенном составе, с участием правительств обеих стран.
В переводе с дипломатического языка публичный экономический итог переговоров вышел равным нулю. Президенты разве что согласовали кандидатуру нового посла России в Беларуси.
Что же послужило причиной претензий российской стороны к белорусам?
С высокой вероятностью россиян раздражает очень быстрый рост беспошлинного импорта нефтепродуктов. За первую половину 2018 года Беларусь ввезла из России 2,1 млн тонн нефтепродуктов на 808 млн USD. По сравнению с 2017 годом физический объем экспорта увеличился на 49,4%, стоимостной — на 83,4%.
Если так пойдет и дальше, то за целый год импортеры смогут ввезти в нашу страну порядка 4 млн тонн нефтепродуктов. При емкости внутреннего рынка около 6–7 млн тонн это огромный объем. Сопоставимый скачок импорта нефтепродуктов из России в Беларусь случался только во времена пресловутых разбавителей и растворителей (
Весьма странны и цены, по которым в 2018 году импортировались нефтепродукты из России. Таможня учитывала грузы в среднем по 383 USD за тонну. Для сравнения: сырая нефть из РФ в те же месяцы обходилась белорусам в 377 USD за тонну.
Еще одна важнейшая деталь. В августе
Возникает закономерный вопрос: что такое было ввезено в Беларусь в количестве 2,1 млн тонн, если официально это нефтепродукты, но по цены малоотличимо от сырой нефти, а импорт бензина и дизтоплива убыточен? Вероятно, этим вопросом задолго до нас задались и российские госорганы. А ведь это возможные многомиллионные потери бюджета РФ
Некоторые следы «хулиганства» прослеживаются и по статистике экспорта. В 2018 году Беларусь вдруг резко нарастила экспорт антидетонаторов и антиоксидантов. Раньше всплески экспорта по направлению внешней торговли уже были и совпадали по времени с активностью по беспошлинному экспорту нефтепродуктов за пределы ЕАЭС.
Параллельно в 2018 году с нуля до 125 млн USD поднялся экспорт в Великобританию специфических продуктов перегонки каменноугольной смолы. При этом британцы о таком экспорте вряд ли слыхали. Приписка страны к импорту по нашей методике чисто формальная, а реальную страну назначения Белстат не раскрывает.
В общем, потенциально россиянам есть от чего негодовать и даже требовать возврата денег. При сложившемся положении с беспошлинными поставками в Беларусь и из нее выигрывает кто угодно, но не российский бюджет.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!