Курсы валют Нацбанка РБ
16 окт17 окт
1 USD 2,1177 2,1112 −0,0065
1 EUR 2,4600 2,4458 −0,0142
100 RUB 3,2257 3,2211 −0,0046
10 PLN 5,7098 5,6899 −0,0199

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
16 окт17 окт
USD 65,7508 65,5305 −0,2203
EUR 76,0540 75,9236 −0,1304
BYN 31,0218 31,0424 +0,0206
PLN 17,7068 17,6909 −0,0159

все курсы валют

День «Д». Когда белорусам ждать девальвацию и прочие небесные кары?

Этот день мы приближали, как могли. banki24.by выясняли, как скоро так можно будет сказать про состояние экономики Беларуси.

Сразу стоит оговорить, что если какой-то госорган в будущем окажется виновным в новом кризисе, то последнее место в этом списке займет Нацбанк. Стараниями НБРБ реальный курс белорусского рубля уже с десяток кварталов подряд находится ниже своего равновесного значения. Иными словами, по модели Нацбанка, которая была «допилена» при помощи экспертов МВФ, курс недооценен.

Например, в 4-м квартале 2017 года реальный эффективный курс белорусского рубля к корзине валют отклонился от равновесия на 4,2%. Это значит, что согласно НБРБ реальный курс BYN-рубля был недооценен к валютам других стран примерно на 4%.

Другое дело, что по неким причинам Нацбанк стал считать разрыв по процентной ставке исходя из уровня ставок на межбанковском рынке, а не из уровня ставок по кредитам юрлиц. Напомним, разрыв процентной ставки показывает, в какую сторону политика властей влияет на экономическую активность. Если разрыв положителен, то процентная политика сдерживающая, если отрицателен — стимулирующая.

Так вот, со 2-го квартала 2017 года разрыв процентной ставки, рассчитанный по новым кредитам юрлиц, стал отрицательным. Примечательно, что подсчете разрыва процентной ставки не принимались во внимание льготные кредиты предприятиям. То есть разрыв по рыночным и льготным кредитам вместе взятым был бы покруче.

Почему отрицательный разрыв процентной ставки в таких странах, как Беларусь, часто заканчивается плохо?

Потому что бурный рост кредитования поддерживает уровень спроса в экономике, но предложение товаров и услуг обычно реагирует с запозданием.

А теперь вопрос на засыпку: что бывает, когда большее количество денег охотится за меньшим количеством товаров?

Конечно, можно объяснить решение НБРБ тем, что с 2018 года новым операционным ориентиром монетарной политики является ставка по 1-дневным межбанковским кредитам в белорусских рублях. Но уж слишком «удобно» для чиновников прошла смена индикатора для расчета разрыва процентной ставки. Если по старой методике процентная политика выходила стимулирующей, то по новой стала нейтральной.

Впрочем, главной угрозой для стабильности остаются необдуманные действия правительства. В конце 2017-го исполнительская вертикаль показала огромное рвение в деле административной накачки зарплат. В результате произошли тектонические сдвиги на внутреннем валютном рынке — население почти перестало продавать валюту, а Нацбанк 3 месяца не может купить ее на биржевых торгах.

В январе-2018 уровень зарплат опустился, но недостаточно для окончательной ликвидации дисбалансов. К тому же, спрос населения продолжило разогревать потребительское и жилищное кредитование.

В начале марта охапку дров в топку опасений подбросил отчет правительства об итогах работы экономики.

Глава государства поставил перед чиновниками задачу по выходу на зарплату в 1 000 BYN к концу 1-го квартала. В цифрах это означает, что в марте средняя зарплата в Беларуси должна вырасти на 16,4% к январской. Такого стремительного роста заработков в начале года не было даже после девальвации-2011.

На правительственном совещании также были подтверждены официальные планы по росту зарплат в течение всего 2018 года. В январе министр экономики озвучил, что «1 000 BYN — это тот уровень зарплаты в стране, который необходимо поддержать в среднем по году». Если так и случится, то зарплаты увеличатся за 2018 год на 22,7% против 12,9% в 2017-ом.

Симптоматично, что в бюджете на 2018 год белорусские власти предусмотрели огромные резервные фонды, которые могут быть потрачены лишь по решению президента на выплату зарплат бюджетникам. Общий размер резервных фондов составит до 12,9 млрд BYN, что эквивалентно четверти всех расходов на выплату зарплат из всех бюджетов 2016 года.

Так что, если чиновники засучат рукава и рьяно возьмутся за работу, горячими точками на экономической кривой Беларуси могут стать начало 2-го квартала и конец года. Хотя почти для всех было бы неплохо, чтобы госаппарат по привычке занялся имитацией бурной деятельности. Остается на это надеяться и внимательно следить за телодвижениями властей.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в нашей группе в Facebook. Присоединяйтесь!

2018-03-05