В пятницу Минфин
Мы уже писали о законопроекте, который месяц назад украдкой показали депутатам на «нулевом» чтении. При поверхностном просмотре текста бюджета изменения кажутся незначительными. В ноябрьском варианте доходы были прописаны в объеме 20 470 млн BYN, расходы — 19 755 млн BYN, профицит — 715,7 млн BYN. В декабрьском проекте доходы стали равны 20 485 млн BYN, расходы — 19 752 млн BYN, профицит — 733,9 млн BYN.
Однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. При мизерности общих поправок изменения внутри доходов и расходов были крайне серьезными.
Например, в Минфине решили, что в 2018 году государство погасит не 822,9 млн BYN долга перед юрлицами внутри страны, а 1 142,9 млн BYN. А по другой строке власти отразили, что остатки средств бюджета составят не 1 689 млн BYN, а 1 991 млн BYN. Это значит, что к 1 января бóльшим должен стать профицит бюджета за 2017 год.
Также внезапно выросли обороты по строке «бюджетные кредиты, ссуды, займы». Вместо выдачи денег в размере 50 млн BYN в ноябрьском варианте бюджета в декабрьском записали 1 650 млн BYN. То же самое произошло с возвратом бюджетных кредитов, ссуд и займов: было 483 млн BYN, стало — 2 083 млн BYN.
Поскольку разница между предоставлением денег из бюджета и возвратом осталась прежней, то скорее всего Минфин круто поменял методологию подсчета кредитных денег. Видимо, раньше эти данные показывали на чистой основе, а теперь стали давать на валовой. И это хорошо, так как лучше отражает реальную ситуацию.
Не исключено, что поправки в методологию выбили из властей специалисты МВФ. По сообщениям СМИ, как раз в начале декабря в Беларусь приезжала техническая миссия фонда со специалистами по
Цифры, отражающие взаимоотношения с внешними кредиторами, не попали под редактирование. Минфин ждет, что шестой транш кредита ЕФСР поступит в Беларусь до конца 2017 года, а седьмой — уже в 2018 году.
В силе остались планы по выпуску облигаций. Власти хотят получить 600 млн USD от источников за границей и 400 млн USD — с внутреннего рынка Беларуси.
В доходной части бюджета на 2018 год изменения имели косметический характер, а вот в расходной произошло нечто из ряда вон выходящее. Ни с того ни с сего Минфин решил раздуть резервный фонд президента за счет урезания почти всех остальных расходных статей.
В ноябрьской версии законопроекта резервный фонд президента составлял 442 млн BYN, а в декабрьской вырос до 1 201 млн BYN — почти втрое! Сравнение с 2017 годом и вовсе дает шокирующие результаты. На 2017 год резервный фонд президента был запланирован на сумму 126,4 млн BYN (почти в 10 раз ниже, чем на 2018 год!).
Иными словами, власти сделали следующее. Со многих статей десятков других распорядителей бюджетных средств Минфин подрезал по кусочку ассигнований и слил эти кусочки воедино в непрозрачной структуре резервного фонда. Разбивка расходов резервного фонда никогда не публиковалась прежде и не дается теперь. Единственное известное направление расходования средств резервного фонда президента — 300 млн BYN на выплату дополнительных зарплат бюджетникам.
Кстати, резервные фонды областей, районов и городов в новом проекте тоже остались. По решению главы государства до 12,9 млрд BYN из этих фондов должны быть пущены на те же цели — повышение зарплат. А это, между прочим, около 25% от всех расходов на выплату зарплат из консолидированного бюджета 2016 года.
С какой целью были сформированы эти огромные резервные фонды в бюджетах всех уровней?
Подсказку недавно дала глава ЦИК Лидия Ермошина. В интервью газете «Рэспубліка» она заявила, что в конце 2018 года обратится к президенту по поводу сроков проведения избирательных кампаний. По ее словам, нужно развести выборы президента и парламента на разные сроки и решить, какие будут первыми.
К слову, на финансирование силовиков в 2018 году будет потрачено очень много ресурсов.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в нашей группе в Facebook. Присоединяйтесь!