Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

Что-то будет! Власти Беларуси безбожно раздули резервные фонды

В пятницу Минфин наконец-то разродился проектом закона о бюджете на 2018 год. Проект в пожарном порядке был внесен в парламент. banki24.by заглянули в этот документ и ахнули.

Мы уже писали о законопроекте, который месяц назад украдкой показали депутатам на «нулевом» чтении. При поверхностном просмотре текста бюджета изменения кажутся незначительными. В ноябрьском варианте доходы были прописаны в объеме 20 470 млн BYN, расходы — 19 755 млн BYN, профицит — 715,7 млн BYN. В декабрьском проекте доходы стали равны 20 485 млн BYN, расходы — 19 752 млн BYN, профицит — 733,9 млн BYN.

Однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. При мизерности общих поправок изменения внутри доходов и расходов были крайне серьезными.

Например, в Минфине решили, что в 2018 году государство погасит не 822,9 млн BYN долга перед юрлицами внутри страны, а 1 142,9 млн BYN. А по другой строке власти отразили, что остатки средств бюджета составят не 1 689 млн BYN, а 1 991 млн BYN. Это значит, что к 1 января бóльшим должен стать профицит бюджета за 2017 год.

Также внезапно выросли обороты по строке «бюджетные кредиты, ссуды, займы». Вместо выдачи денег в размере 50 млн BYN в ноябрьском варианте бюджета в декабрьском записали 1 650 млн BYN. То же самое произошло с возвратом бюджетных кредитов, ссуд и займов: было 483 млн BYN, стало — 2 083 млн BYN.

Поскольку разница между предоставлением денег из бюджета и возвратом осталась прежней, то скорее всего Минфин круто поменял методологию подсчета кредитных денег. Видимо, раньше эти данные показывали на чистой основе, а теперь стали давать на валовой. И это хорошо, так как лучше отражает реальную ситуацию.

Не исключено, что поправки в методологию выбили из властей специалисты МВФ. По сообщениям СМИ, как раз в начале декабря в Беларусь приезжала техническая миссия фонда со специалистами по бюджетно-налоговым вопросам.

Цифры, отражающие взаимоотношения с внешними кредиторами, не попали под редактирование. Минфин ждет, что шестой транш кредита ЕФСР поступит в Беларусь до конца 2017 года, а седьмой — уже в 2018 году.

В силе остались планы по выпуску облигаций. Власти хотят получить 600 млн USD от источников за границей и 400 млн USD — с внутреннего рынка Беларуси.

В доходной части бюджета на 2018 год изменения имели косметический характер, а вот в расходной произошло нечто из ряда вон выходящее. Ни с того ни с сего Минфин решил раздуть резервный фонд президента за счет урезания почти всех остальных расходных статей.

В ноябрьской версии законопроекта резервный фонд президента составлял 442 млн BYN, а в декабрьской вырос до 1 201 млн BYN — почти втрое! Сравнение с 2017 годом и вовсе дает шокирующие результаты. На 2017 год резервный фонд президента был запланирован на сумму 126,4 млн BYN (почти в 10 раз ниже, чем на 2018 год!).

Иными словами, власти сделали следующее. Со многих статей десятков других распорядителей бюджетных средств Минфин подрезал по кусочку ассигнований и слил эти кусочки воедино в непрозрачной структуре резервного фонда. Разбивка расходов резервного фонда никогда не публиковалась прежде и не дается теперь. Единственное известное направление расходования средств резервного фонда президента — 300 млн BYN на выплату дополнительных зарплат бюджетникам.

Кстати, резервные фонды областей, районов и городов в новом проекте тоже остались. По решению главы государства до 12,9 млрд BYN из этих фондов должны быть пущены на те же цели — повышение зарплат. А это, между прочим, около 25% от всех расходов на выплату зарплат из консолидированного бюджета 2016 года.

С какой целью были сформированы эти огромные резервные фонды в бюджетах всех уровней? 

Подсказку недавно дала глава ЦИК Лидия Ермошина. В интервью газете «Рэспубліка» она заявила, что в конце 2018 года обратится к президенту по поводу сроков проведения избирательных кампаний. По ее словам, нужно развести выборы президента и парламента на разные сроки и решить, какие будут первыми.

К слову, на финансирование силовиков в 2018 году будет потрачено очень много ресурсов.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в нашей группе в Facebook. Присоединяйтесь!

2017-12-18


Новости по теме: