А вот по отношению к российской валюте у белорусского рубля есть потенциал к ослаблению. Такие выводы можно сделать из свежей статистики Нацбанка Беларуси.
Как сообщали banki24.by, в январе объем рублевой денежной массы в экономике Беларуси резко уменьшился — на 721,4 млн BYN, или на 6,7%. ЗВР страны как в международном, так и в национальном определении, напротив, возросли — до 4 985 млн USD и 5 394 млн USD соответственно.
Сокращение денежной массы рублей было ожидаемым. Предприятия выплатили в январе квартальные налоги, а населению начислили низкие январские зарплаты. Дополнительный толчок спаду денежной массы дало окончание деноминации. Все оставшиеся на руках мелкие купюры старого образца наводнили оборот в конце декабря, чтобы навсегда исчезнуть из него в январе.
ЗВР тоже подросли вполне планово. О том, что привело к небольшому увеличению резервов Беларуси, banki24.by писали 2 недели назад.
По этим причинам соотношение между объемом рублей в денежном обороте и величиной ЗВР составило на 1 февраля 1,8698 для резервов в определении Нацбанка и 2,0233 — для резервов в определении МВФ. Иными словами, расчетный курс белорусского рубля к доллару согласно данному критерию должен был колебаться в диапазоне 1,87–2,02 BYN за 1 USD.
На ту же отчетную дату официальный курс НБРБ сложился на уровне 1,9357 BYN за 1 USD. То есть курс белорусского рубля к доллару, который ежедневно определяется на биржевых торгах, находился в безопасном с точки зрения девальвации промежутке. Достаточного разрыва между расчетными курсами и официальным курсом, ведущего к сильному ослаблению белорусского рубля, не наблюдалось.
В 2016 году такая ситуация с разницей между расчетным и официальным курсом белорусского рубля к доллару отмечалась в период с 1 февраля по 1 ноября. Но даже и в самом конце прошлого года разбухание рублевой массы было вызвано отнюдь не печатанием денег, а лишь передачей «плохих» кредитов от банков к Агентству по управлению активами.
На прошлой неделе Нацбанк обновил свои данные по динамике реального курса белорусского рубля к отдельным валютам и в целом. Регулятор дополнил статистику сведениями по изменению реального курса, рассчитанного с помощью индекса цен производителей промышленной продукции (ИЦППП).
В январе banki24.by рассчитывали возможный равновесный курс белорусского рубля к российскому, используя информацию НБРБ о реальном курсе, оцененном через индекс потребительских цен (ИПЦ). Тогда оказалось, что в зависимости от точки отсчета такой курс в декабре 2016 года доходил до 3,31–3,32 BYN за 100 RUB.
По нашим оценкам, комфортный для промышленности курс, рассчитываемый через ИЦППП, на декабрь прошлого года находился в области 3,3–3,4 BYN за 100 RUB. Фактический средний курс белорусского рубля к российскому за январь 2017 года составил 3,26 BYN за 100 RUB, за истекшую часть февраля — около 3,24 BYN за 100 RUB.
Поэтому, если исходить из предположения о поддержании конкурентоспособности экспорта в Россию за счет девальвации, в ближайшее время возможно ослабление белорусского рубля еще на 2–5%. Напомним, что по прогнозу Нацбанка в 2017 году стоимость трехвалютной корзины может вырасти на 3–4%. Пока же она упала на 1,2%.
С другой стороны, в целях борьбы с импортируемой инфляцией этот разрыв между курсами могут оставить для покрытия самими предприятиями промышленности — за счет снижения себестоимости продукции.