Спите спокойно: никакой необеспеченной эмиссии в Беларуси в ноябре не было
После выхода порции статистики от Нацбанка в СМИ появились догадки о природе резкого роста рублевой денежной массы в составе ШДМ между 1 ноября и 1 декабря. Ряд авторов едва ли не обвинил власти в преднамеренной эмиссии, во вливании ничем не обеспеченных денег в экономику. На самом же деле никакого залива новых денег в ноябре не произошло.
Действительно, в период с 1 ноября по 1 декабря рублевая денежная масса увеличилась сразу на 1 085 млн BYN, или на 11,2%. Как ни пересчитывай, за последние несколько лет рост беспрецедентный. Какова же структура этого роста?
Во-первых, на 275,7 млн BYN возросли депозиты юридических лиц. Это явление легко объяснимо. Каждый первый месяц квартала происходит крупный отток средств с расчетных и прочих счетов организаций для уплаты квартальных налогов. Деньги уходят от предприятий к Минфину. Но месяцем спустя ситуация выравнивается, т. к. на счет юрлиц поступает новая выручка. Так случилось и в октябре—ноябре: после оттока на 147,3 млн BYN обозначился вдвое больший приток.
Во-вторых, на 709,5 млн BYN (+15,8%) возрос денежный агрегат М1. Данный агрегат включает в себя наличные деньги в обороте и депозиты до востребования населения и организаций. Налички за месяц стало больше только на 17,3 млн BYN. А вот на расчетных счетах юрлиц к 1 декабря добавилось 641,6 млн BYN. Откуда такая сумма «нарисовалась» у организаций?
Вопреки стенаниям о запуске печатного станка НБРБ, эти средства взялись отнюдь не из воздуха. Критики властей забыли, что в ноябре правительство и Нацбанк наконец утвердили перечень кредитов, которые должно было выкупить у банков и Банка развития Агентство по управлению активами. Всего к передаче Агентству были определены кредиты аж на 599,7 млн BYN.
За счет каких ресурсов Агентство могло приобрести эти активы? Соответствующий механизм был предусмотрен властями в указе о создании Агентства. Утверждение перечня активов автоматически запустило в течение месячного срока, за который Агентству полагалось получить взносы в уставный фонд от своих учредителей — республиканских и местных органов власти. За счет этих взносов у Агентства и образовывались средства для покупки «плохих» долгов.
Так, Агентству надлежало принять взносы в уставный фонд от размещения путем закрытой продажи Белагропромбанку рублевых облигаций облисполкомов, выпущенных на семь лет под ставку рефинансирования минус 5% годовых. В конце ноября все облисполкомы эмитировали облигации на этих условиях на общую сумму 175,1 млн BYN.
Кроме того, по президентскому указу Агентство получало взнос в уставный фонд:
- от возврата облисполкомам остатков средств фонда национального развития, размещенных в Белагропромбанке для кредитования закупки минеральных удобрений;
- от продажи Белагропромбанку безвозмездно переданных в собственность областей акций этого банка на общую сумму 12 233,6 тыс. BYN;
- от продажи 448 300 000 акций Белагропромбанка номинальной стоимостью 20 коп. на общую сумму 89 660 тыс. BYN;
- от возврата в бюджет остатков средств республиканского бюджета на сумму до 5 млн BYN и остатков средств фонда нацразвития, размещенных на депозиты в Белагропромбанке для кредитования закупки горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений;
- от возврата остатков средств республиканского бюджета, размещенных на вкладах в Банке развития, на общую сумму 117 960 тыс. BYN;
- от перечисления Белагропромбанком в фонд нацразвития до 190 млн BYN; эти деньги Белагропромбанк аккумулировал за счет погашения задолженности по просроченным процентам, причем Минфин дополнительно разжился 110 млн USD. Фактически у банка забрали и валюту, и большую часть рублей, трансформировав корпоративный долг в госдолг.
- от покупки Банком развития валютных гособлигаций на сумму, эквивалентную 23 230 тыс. BYN;
- от продажи банкам и Банку развития находящихся в госсобственности акций этих банков по их номинальной стоимости с последующим уменьшением уставных фондов на сумму проданных акций;
- от направления в республиканский бюджет доходов, образовавшихся от снижения номинальной стоимости акций банков и Банка развития.
Таким образом, даже исключив источники, у которых не указаны суммы поступлений, минимальный объем взносов в уставный фонд агентства можно оценить в 589,9 млн BYN. Практически вся эта сумма должна была поступить в качестве взноса в уставный фонд Агентства в течение ноября—декабря, а затем использована для выкупа активов.
Как видно, эмиссионных источников для роста рублевой денежной массы ни в одном из случаев нет. Есть только увеличение внутреннего госдолга. В этих целях еще летом лимит данного долга был откорректирован вверх на 500 млн BYN.