Об этом сообщают в Минфине Беларуси. При этом расходная часть бюджета только увеличивается. Объясняем причины этих процессов.
Доходы консолидированного бюджета за 6 месяцев 2019 года составили 18,7 млрд BYN, расходы — 16,3 млрд BYN. С поправкой на инфляцию (дефлятор ВВП) доходы упали на 3,1%, а расходы выросли на 1,9%.
Налоговые поступления в консолидированном бюджете составили 82,8%. Однако в реальном выражении они сократились на 2,8%. Неналоговые доходы в сопоставимых ценах выросли на 5,1%, а безвозмездные поступления уменьшились на 27,6%.
Львиная доля безвозмездных поступлений в бюджет — это платежи России по схеме перетаможки нефти. В январе—июне Беларусь получила 714,1 млн BYN текущих безвозмездных поступлений от иностранных государств. В реальном выражении поступления сократились на 27,8%.
Порядка 90,6% налоговых поступлений в бюджет — это несколько платежей: налог на добавленную стоимость (35,1%), подоходный налог (18,5%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (14,5%), налог на прибыль (9,0%), акцизы (8,5%), земельный налог и налог на недвижимость (5,0%).
В реальном выражении поступления по НДС и акцизам сократились на 0,5%, по подоходному налогу выросли на 7,7%, по доходам от ВЭД упали на 21,9%, по налогу на прибыль подросли на 11,9%, по земельному налогу и налогу на недвижимость снизились на 18,1%.
Сокращение поступлений от НДС обусловлено вялым ростом экономики и просадкой импорта. Недобор поступлений по акцизам связан с понижением ставок по бензину и дизтопливу, а также с тем, что ставки по большинству других позиций увеличивались на меньший процент, чем дефлятор ВВП.
Доходы от ВЭД падают
Поступления по подоходному налогу поднялись за счет быстрого роста зарплат, по налогу на прибыль — за счет роста прибыли от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
По экономической классификации расходы на выплату зарплат и взносов на соцстрахование бюджетников составили 36,8% всех трат консолидированного бюджета. В реальном выражении расходы по этой статье выросли на 1,7%.
Расходы капитального характера достигли 12,8% трат бюджета. По сравнению с 2018 годом они реально увеличились на 10,7%.
Доходы республиканского бюджета с учетом инфляционных процессов упали на 6,4%, а у местных бюджетов выросли на 4,6%. Это вызвано тем, что большая часть НДС, все акцизы и доходы от ВЭД зачисляются в республиканский бюджет. Подоходный налог, земельный налог и налог на недвижимость полностью идут в местные бюджеты.
Расходы республиканского бюджета подросли на 1,3%, местных бюджетов — на 4,8%. Местные бюджеты в целом профицитны, но этот профицит формируется в основном за счет бюджета Минска.
Бюджет Фонда соцзащиты исполнен в первом полугодии с небольшим профицитом — 82,2 млн BYN. Однако стоит обратить внимание, что ФСЗН получил субвенцию из республиканского бюджета на 489,6 млн BYN. Это значит, что в реальности есть первичный дефицит бюджета ФСЗН. Повышение пенсионного возраста и рост зарплат сглаживают проблемы с исполнением бюджета фонда, но не решают их.
Таким образом, наиболее сильное влияние на сокращение доходной части бюджета произошло
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!