Минфин резко изменил планы по бюджету, а Совмин одобрил осторожный прогноз на 2020 год. Почему это крайне важно и что из этого следует?
30 июля правительство Беларуси обсудило главные задачи и основные прогнозные показатели на 2020 год. Что в итоге ушло на рассмотрение к президенту и какие выводы можно сделать уже сейчас?
Если верить
Как и в прошлом году чиновники рассматривают два сценария — целевой и базовый (для нужд бюджета). К сожалению, в Совмине не указали, к какому из сценариев нужно относить опубликованные цифры. Если это целевой сценарий, то можно говорить, что правительство расписалось в собственной беспомощности.
В 2019 году должно случиться чудо, чтобы экономика выросла на 4%. Скорее по итогу года будет зафиксирован рост на 2–2,5%. Постановка цели +2,5% на 2020 год означает негласное признание, что план пятилетия по увеличению ВВП будет провален.
Высока вероятность, что на 2020 год похоронены надежды на структурные реформы. Заложенная на будущий год траектория роста ВВП лучше всего соответствует инерционному сценарию развития экономики. Началу реформ в Беларуси будет мешать политический фактор — проведение президентских выборов.
По сравнению с 2019 годом немного увеличен прогноз по иностранным инвестициям — 1,7 против 1,6 млрд USD, сохранена планка по инфляции — 5%, меньшим ожидается рост реальных доходов населения. Рост реальных зарплат установлен на скромных +2,1% против +6,7% по итогам первой половины 2019 года.
Также интересно, что в 2020 году правительство ждет улучшение условий торговли для Беларуси. Если на текущий год заложено отрицательное сальдо торговли товарами и услугами — минус 0,8% ВВП, то на будущий — положительное (+1%). При этом экспорт нашей страны по официальному прогнозу вырастет всего на 3,3%.
Из описанного следует, что правительство некими мерами собирается обуздать импорт. Иначе добиться положительного сальдо в 1% ВВП будет невероятно трудно.
Особое место в обсуждениях Совмина занял проект республиканского бюджета на 2020 год. По словам министра финансов Максима Ермоловича, впервые за годы после кризиса Беларусь переходит к дефицитному бюджету. Ожидаемый Минфином размер дефицита на будущий год — 1,4 млрд BYN.
Справочно: за 2015 год профицит республиканского бюджета составил 1,507 млрд BYN, за 2016 год — 1,013 млрд BYN, за 2017 год — 2,771 млрд BYN, за 2018 г. — 4,661 млрд BYN. По итогам 5 месяцев 2019 года уточненный размер профицита на 2019 год равен 1,618 млрд BYN, фактический — 2,414 млрд BYN.
Примечательно, что около месяца назад Ермолович говорил о нулевом балансе бюджета — без профицита или дефицита. Значит, что на тот момент прогноз Минфина включал сведение доходов и расходов к одной сумме, но потом нечто поменялось.
В конце июня Ермолович заявлял, что нужно «поддержать капитальные вложения, бюджетные инвестиции, уровень жизни населения». Приоритетом бюджетной политики министр называл «дальнейший рост доходов населения, обеспечение социальной защиты, финансирование государственных социальных программ».
На сегодня подход Минфина следующий: «мы в течение 2,5 лет исполняем бюджет с профицитом и формируем его остатки, чтобы по мере стабилизации экономической ситуации выходить на решение социальных задач». Иными словами, остатки от профицитов прошлых лет будут пущены на финансирование дефицита в 2020 году. Кстати, за сходные действия властей еще в 2018 году выступал глава государства.
Ермолович отметил, что уровень доходной части бюджета останется практически на отметке 2019 года и «обвинил» в этом налоговый маневр в РФ. Похоже, что в середине июля президенты Беларуси и России так и не договорились о компенсации нашей стране негативных последствий маневра в соседней стране. Поэтому Минфин скорее всего заложил в
Расходная часть бюджета будет подчинена выполнению поручения президента — доведению зарплат в бюджетном секторе до 80% от среднего уровня по стране. Как отметил Ермолович, «это самый важный элемент бюджетной политики на 2020 год».
При этом деньги на выплаты повышенных зарплат бюджетникам будут найдены за счет экономии по другим статьям. В частности, планируется урезать господдержку казенных предприятий.
Характерно, что в период между июньским и июльским выступлениями Ермоловича издание Office Life со ссылкой на свои источники сообщило о планируемом дефиците бюджета в объеме 913 млн BYN. Такие подвижки в планах правительства можно рассматривать как косвенное подтверждение неудачи в переговорах по компенсации последствий налогового маневра.
В начале года эксперты МВФ посоветовали нашему правительству в фискальной сфере «предпринять дополнительные меры по консолидации, распределенные в течение предстоящих 3 лет». Если исходить из озвученных цифр по
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!