Курсы валют Нацбанка РБ
07 мая08 мая
1 USD 3,2258 3,2223 −0,0035
1 EUR 3,4744 3,4671 −0,0073
100 RUB 3,5023 3,5152 +0,0129
10 CNY 4,4360 4,4510 +0,0150
10 PLN 8,0362 8,0400 +0,0038

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
07 мая08 мая
USD 91,3124 91,1231 −0,1893
EUR 98,4730 98,3062 −0,1668
BYN 28,3069 28,2789 −0,0280
CNY 12,6453 12,5962 −0,0491
PLN 22,7134 22,7489 +0,0355

все курсы валют

Не спешите хоронить. Что Беларусь потеряет от нового соглашения с Москвой?

11 октября отгремели последние залпы углеводородного конфликта Беларуси и России. Стороны наконец внесли изменения в соглашение по экспорту нефти и нефтепродуктов.

В публичную плоскость нефтяной спор Беларуси и России вывело информационное агентство Рейтер. В августе Рейтер опубликовало информацию о намерениях россиян задушить Беларусь в «братских» объятиях сразу по нескольким направлениям.

Летом россияне собирались:

  1. ограничить беспошлинные поставки нефтепродуктов и сжиженного газа;
  2. прекратить отчисления в белорусский бюджет от перетаможки 6 млн тонн нефти по схеме Семашко;
  3. заморозить выделение шестого и седьмого траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) — по 200 млн USD каждый;
  4. остановить переговоры о предоставлении госкредита на сумму до 1 млрд USD для рефинансирования долга перед Россией в 2019 году.

По итогам сентябрьских переговоров на уровне глав государств и октябрьских встреч чиновников обоих правительств стало известно, что Беларусь утрачивает только беспошлинные поставки темных нефтепродуктов и часть сжиженного газа. При этом белорусский бюджет в этой схеме фигурировал далеко не на первых ролях.

Главную выгоду в виде прибыли от реэкспорта извлекали частные предприятия по нефтепереработке. По сути, россияне прикрыли приватную лазейку, используемую узким кругом предпринимателей из Беларуси. Да и масштабов растворительно-разбавительного бизнеса реэкспорт нефтепродуктов образца 2017—2018 гг. никогда не достигал.

Что имеем в сухом остатке?

В сухом остатке россияне подтвердили, что перетаможка нефти сохранится в течение 2018—2019 гг., как и было согласовано в апреле 2017 года. Это значит, что белорусский бюджет продолжит получать пошлины от реэкспорта 6 млн тонн российского сырья.

Вопрос состоит только в том, к чему будет привязана сумма «компенсаций» Беларуси — к строчке в бюджете РФ или к ставке пошлины по нефти. В первом случае сумма пошлин от реэкспорта останется на уровне 2017 года, во втором — резко увеличится.

В конце сентября министр финансов Максим Ермолович сообщил, что шестой транш кредита ЕФСР Беларусь может получить уже в октябре. Якобы остались лишь некие технические формальности. С седьмым траншем дела обстоят посложнее, придется корректировать условия кредитной программы. Однако и здесь белорусские власти не теряют оптимизма.

Переговоры о выделении в 2019 году госкредита на покрытие старых обязательств перед Россией находятся в активной фазе. Камнем преткновения является состав рефинансируемых долгов. Белорусы хотят включить туда и платежи по кредиту АКФ ЕврАзЭС 2011—2013 гг., а россияне пока сопротивляются.

22 сентября президент Беларуси поднял вопрос об отсрочке платежей и снижении ставки по кредиту на строительство АЭС в Островецком районе. Как заявил глава государства, белорусская сторона не встретила на этом пути какого-то отторжения.

В общем, для Беларуси как государства потери от углеводородного конфликта имели в основном имиджевый характер. Принципиальным образом отношения Минска и Москвы не изменились. Это косвенно подтвердили и международные рейтинговые агентства. Суверенный кредитный рейтинг Беларуси в октябре остался на месте.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2018-10-12


Новости по теме: