Похоже, углеводородный конфликт Беларуси и России близится к завершению. Вот только кто в нем выиграл, а кто проиграл?
Разногласия в нефтегазовой сфере всплыли на поверхность благодаря документам, которые в начале августа обнародовало агентство Рейтер. Одно из обвинений, выдвинутых россиянами, — ввоз белорусами огромного количества российских нефтепродуктов с целью их перепродажи за пределами Евразийского союза.
Если подходить беспристрастно, то скачок импорта нефтепродуктов из России в Беларусь действительно был неслабый. За 7 месяцев 2018 года белорусские импортеры ввезли в страну 2,3 млн тонн нефтепродуктов из РФ на 912 млн USD. Рост поставок к 2017 году в деньгах составил 70,6%.
Представители российских министерств и ведомств настаивали, что реальные потребности Беларуси в нефтепродуктах из РФ в разы ниже. После ликвидации схемы с растворителями и разбавителями импорт нефтепродуктов из России в Беларусь составил только 86,3 тыс. тонн за 2013 год и 378,7 тыс. тонн за 2014 год. На пике растворительного бизнеса в 2012 году ввоз российских нефтепродуктов достигал 8,4 млн тонн.
Характерно, что в том же августе Белнефтехим сообщил, что завоз автомобильного топлива из России в Беларусь невыгоден
Что за нефтепродукты прибывали в Беларусь, стало известно из отчета агентства Argus. Белорусские импортеры ввозили в основном мазут (860 тыс. тонн), нафту (733 тыс. тонн) и вакуумные газойли (589 тыс. тонн). Однако участники рынка рассказали, что в четвертом квартале поставки нефтепродуктов значительно упадут. Некоторое снижение импорта стало заметно уже по статистике июля.
Некоторую надежду в благоприятном для Беларуси разрешении углеводородного конфликта дали переговоры президентов в Сочи. 21 сентября главы государств договорились нормализовать отношения в нефтегазовой сфере до конца 2018 года.
Однако спустя 5 дней позитивную волну сбил новый посол РФ в Беларуси Михаил Бабич. Бабич заявил, что переговоры по поставкам темных нефтепродуктов пока не завершены. К темным нефтепродуктам относятся мазут и вакуумные газойли, к светлым — нафта.
Бабич добавил, что в 2019 году поставки нефтепродуктов из России увеличатся на 10%. Но это будет импорт сугубо для нужд белорусской промышленности и только в рамках индикативных балансов. Эти балансы с будущего года станут обязательными к исполнению.
А ведь именно за составление четких индикативных балансов поставок в последние месяцы активно выступала российская сторона. Более того, 3 сентября директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов сообщил, что Россия может снизить поставки нефтепродуктов примерно в 10 раз — до 100–300 тыс. тонн в год.
Так что итог нефтегазовых переговоров отнюдь не очевиден для Беларуси. Все может сложиться так, что переработчики по схеме 2018 года будут посажены на голодный паек.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!