Курсы валют Нацбанка РБ
16 сен17 сен
1 USD 3,0396 3,0360 −0,0036
1 EUR 3,5705 3,5867 +0,0162
100 RUB 3,6392 3,6468 +0,0076
10 PLN 8,4075 8,4387 +0,0312
10 CNY 4,2474 4,2392 −0,0082

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
16 сен17 сен
USD 83,0718 82,8359 −0,2359
EUR 97,4502 97,8903 +0,4401
BYN 27,3298 27,2846 −0,0452
PLN 22,9556 22,9883 +0,0327
CNY 11,5949 11,6052 +0,0103

все курсы валют

Власти Беларуси продолжают порочную практику выпуска местных облигаций

Чиновники не уменьшают, а только наращивают долговое давление на местные бюджеты. В будущем это грозит дефолтами в областях и районах.

Практику массового выпуска облигаций исполкомов власти реанимировали после кризиса 2014—2015 гг. Тогда правительство не увидело лучшего выхода, чем перевод «мусорного» долга предприятий перед банками на местные бюджеты.

«Безопасное» наращивание выпуска облигаций исполкомов произошло за счет лазейки, которую власти сами себе создали. Формально долг местных органов власти не включается в госдолг Беларуси. Это позволяет не увеличивать госдолг на бумаге, хотя реально он скачкообразно поднимается.

Международные кредиторы понимают белорусскую специфику и отражают эти обязательства как долги совокупного правительства. Но, видимо, Совмину важнее «сохранять лицо» и публиковать данные только о госдолге в узком понимании.

Информация о долгах регионов в СМИ возникает эпизодически и в основном в итоге «утечек» из госорганов. Так, на 1 апреля 2018 года Минск и области задолжали 5 млрд BYN, из которых в валюте было 1 млрд USD. Актуальные сведения о долгах городов и районов в открытом доступе появляются еще реже, чем у областей.

Правда, и наличной информации хватает, чтобы оценить масштаб региональных бедствий. В начале 2018 года все области, кроме Брестской, нарушали нормативы по уровню долга к собственным доходам. К такому положению в первую очередь привел перевод на исполкомы долгов предприятий аграрного сектора.

Осенью подоспел новый акт «марлезонского балета». Вышел указ о финансовом оздоровлении сельхозпредприятий. Суть указа сводилась к тому, что кредиторы сельхозников должны были либо простить «мусорные» кредиты и займы, либо отсрочить, либо вообще выкупить предприятия за долги и управлять ими как своими.

Масла в огонь со стороны подлил Нацбанк. Регулятор провел с банками совещание по вопросам развития инвестиционного банкинга. Посыл НБРБ хорошо соответствовал логике указа по сельхозпредприятиям. Банкам было предложено надолго влезть в корпоративное управление реальным сектором.

Интересно, что за такое инвестиционное поведение раньше НБРБ жестко карал банки. Среди ярких примеров можно назвать кейс БСБ Банка.

Пока власти выбирают путь игнорирования надвигающейся долговой угрозы. Отдельными указами областям просто позволяют нарушать Бюджетный кодекс и выпускать новые и новые облигации.

Буквально на днях Могилевскому облисполкому было позволено конвертировать старые долги на 1,4 млрд RUB, обойдя нормы бюджетного законодательства. На излете сентября Минский облисполком разместил именные облигации на 253,6 млн USD. Минская область раньше тоже нарушала пороговые нормы Бюджетного кодекса.

В общем, последняя активность местных властей на долговом фронте не внушает оптимизма. Чиновники выбрали извилистую дорогу по оттягиванию наступления печальных последствий несостоятельности госсектора.

2018-10-11