Курсы валют Нацбанка РБ
02 июн03 июн
1 USD 2,9958 2,9999 +0,0041
1 EUR 3,3931 3,4261 +0,0330
100 RUB 3,7807 3,7850 +0,0043
10 PLN 7,9791 8,0469 +0,0678
10 CNY 4,1373 4,1513 +0,0140

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
02 июн03 июн
USD 78,6171 79,1285 +0,5114
EUR 89,2512 90,3770 +1,1258
BYN 26,2424 26,3770 +0,1346
PLN 20,9439 21,2243 +0,2804
CNY 10,8897 10,9452 +0,0555

все курсы валют

Власти Беларуси продолжают порочную практику выпуска местных облигаций

Чиновники не уменьшают, а только наращивают долговое давление на местные бюджеты. В будущем это грозит дефолтами в областях и районах.

Практику массового выпуска облигаций исполкомов власти реанимировали после кризиса 2014—2015 гг. Тогда правительство не увидело лучшего выхода, чем перевод «мусорного» долга предприятий перед банками на местные бюджеты.

«Безопасное» наращивание выпуска облигаций исполкомов произошло за счет лазейки, которую власти сами себе создали. Формально долг местных органов власти не включается в госдолг Беларуси. Это позволяет не увеличивать госдолг на бумаге, хотя реально он скачкообразно поднимается.

Международные кредиторы понимают белорусскую специфику и отражают эти обязательства как долги совокупного правительства. Но, видимо, Совмину важнее «сохранять лицо» и публиковать данные только о госдолге в узком понимании.

Информация о долгах регионов в СМИ возникает эпизодически и в основном в итоге «утечек» из госорганов. Так, на 1 апреля 2018 года Минск и области задолжали 5 млрд BYN, из которых в валюте было 1 млрд USD. Актуальные сведения о долгах городов и районов в открытом доступе появляются еще реже, чем у областей.

Правда, и наличной информации хватает, чтобы оценить масштаб региональных бедствий. В начале 2018 года все области, кроме Брестской, нарушали нормативы по уровню долга к собственным доходам. К такому положению в первую очередь привел перевод на исполкомы долгов предприятий аграрного сектора.

Осенью подоспел новый акт «марлезонского балета». Вышел указ о финансовом оздоровлении сельхозпредприятий. Суть указа сводилась к тому, что кредиторы сельхозников должны были либо простить «мусорные» кредиты и займы, либо отсрочить, либо вообще выкупить предприятия за долги и управлять ими как своими.

Масла в огонь со стороны подлил Нацбанк. Регулятор провел с банками совещание по вопросам развития инвестиционного банкинга. Посыл НБРБ хорошо соответствовал логике указа по сельхозпредприятиям. Банкам было предложено надолго влезть в корпоративное управление реальным сектором.

Интересно, что за такое инвестиционное поведение раньше НБРБ жестко карал банки. Среди ярких примеров можно назвать кейс БСБ Банка.

Пока власти выбирают путь игнорирования надвигающейся долговой угрозы. Отдельными указами областям просто позволяют нарушать Бюджетный кодекс и выпускать новые и новые облигации.

Буквально на днях Могилевскому облисполкому было позволено конвертировать старые долги на 1,4 млрд RUB, обойдя нормы бюджетного законодательства. На излете сентября Минский облисполком разместил именные облигации на 253,6 млн USD. Минская область раньше тоже нарушала пороговые нормы Бюджетного кодекса.

В общем, последняя активность местных властей на долговом фронте не внушает оптимизма. Чиновники выбрали извилистую дорогу по оттягиванию наступления печальных последствий несостоятельности госсектора.

2018-10-11