Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

Или ишак, или падишах. Власти Беларуси отложили реформу АПК еще на 8 лет

В роли буратин на полях чудес предлагается выступить банкам и остальным кредиторам сельхозпредприятий. Появятся ли хоть какие-то зеленые ростки под многослойным асфальтом госсобственности?

20 июля состоялось очередное совещание по спасению утопающих предприятий сельского хозяйства. На совещании лично глава государства возмутился огромными масштабами и мизерным эффектом от господдержки аграриев. По словам президента, к лету 2018 года было принято уже столько решений по оздоровлению проблемных хозяйств, «что все они должны быть прибыльными».

Тем не менее, чиновники из правительства озвучили совсем иную статистику. В процедуру так называемого «досудебного оздоровления» Совмин определил 323 сельхозорганизации. При этом правительство насчитало по всей стране 1,3 тысячи работающих хозяйств. В переводе с чиновничьего на общепонятный это значит, что-де-факто банкротом признано каждое четвертое предприятие.

Может быть, у остальных аграриев дела идут получше? Как бы не так! Без господдержки в Беларуси убыточен 61% предприятий сельского хозяйства. И это несмотря на то, что Агентству по управлению активами была передана огромная часть мусорных кредитов, а другая часть долгов вообще была списана с глаз долой.

Сумма чистого убытка без господдержки за 4 месяца 2018 года составила у аграриев 222,9 млн BYN. Потери убыточных организаций подскочили к 2017 году на 46%. Рентабельность продаж агросектора без господдержки упала до минус 1,3% против +0,5% в 2017 году.

Сельхозпредприятия имеют аномально перекошенную структуру долга. Сумма кредиторской задолженности и долга по кредитам и займам превышает дебиторку в 9,5 раза. Другими словами, аграрии должны остальной экономике в 9,5 раза больше, чем экономика задолжала им.

Просроченная задолженность сельского хозяйства достигла 3,1 млрд BYN и превышает просроченные долги перед аграриями в 8,4 раза. По сути, остальная экономика авансирует нерадивых руководителей сельхозпредприятий.

Из-за бедственного положения сельхозников главными держателями долга хозяйств до сих пор являются крупные госбанки. Вследствие кредитования по указке и без учета реального финансового положения заемщиков аграрии выступают одним из основных источников кредитного риска и поддерживают вероятность дефолта банковской системы Беларуси.

Какой же документ подложило правительство на подпись главе государства? Спасет ли он предприятия-зомби, которые находятся в таком состоянии уже многие годы?

Правительство предложило следующее. Кредиторы аграриев получают право на реструктуризацию долга путем допвыпуска акций сельхозорганизаций на сумму задолженности с передачей акций в собственность. Сельхозникам дается отсрочка на 3 года по уплате долгов с последующей рассрочкой на 5 лет при условии успешного проведения текущих платежей по долгу. Кредиторы смогут заключать соглашения с аграриями об изменении порядка исполнения обязательств.

Еще один интересный пункт — разрешается эмиссия облигаций обл- и райисполкомов для перевода задолженности сельхозников на местные органы власти или передачи в Агентство по управлению активами. Вроде бы звучит безобидно. Что в нем не так?

Давно известно, что в результате предыдущей кампании по переводу долга АПК на исполкомы те стали нарушать показатели безопасности по долгу по Бюджетному кодексу. Выходит, что-либо соответствующая статья кодекса будет отменена как неактуальная, либо вся нагрузка теперь ляжет на районный уровень. Наверное, в районах уже рады такому подарку из Минска.

На период финансового оздоровления — те самые 8 лет — для предприятий-должников создаются райские условия. Приостанавливается начисление процентов, неустойки, пеней (за немногими исключениями). К тому же, банки получат право снизить действующую процентную ставку по кредитам до 1,5% годовых!

Понятно, что коммерческим банкам без госдоли и раньше никто не мешал провернуть такой финт. Поэтому пункт про кредиты под 1,5% направлен в первую очередь на госбанки. Ведь у нас все что прямо не разрешено, скорее всего запрещено.

Новые собственники получат право разогнать менеджмент бывших колхозов. Вот только всех иных, кроме директора, его заместителей и главбуха, придется оставить на месте. Невзирая ни на какие экономические доводы об избыточности штатного расписания.

Итак, что мы имеем в итоге? На поверку госмашина снова не извергла из себя что-то действительно прорывное. Предлагаются те же подходы, что набили оскомину за последние годы: списание и рассрочка долгов, перекладывание долга из одного госкармана в другой, сохранение численности персонала именем революции.

Реально аграриям просто дали еще 8 лет на «отдышаться» от кредитного пресса. Правда, в прошлом такие периоды оздоровления завершались финансовой одышкой и заходом на новый круг оздоровления.

Где-то в параллельной реальности от всего этого клубка проблем продолжают существовать крестьянские и фермерские хозяйства. Рентабельность продаж у фермеров в последние 6 лет колеблется в пределах 18–20%. Чистая прибыль за 2017 год составила 76,5 млн BYN и была получена с 2% сельхозземель Беларуси. Но, видимо, белорусскому государству это мало о чем говорит. Наш бронепоезд всегда на запасном пути.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте и Facebook. Присоединяйтесь!

2018-07-23


Новости по теме: