В роли буратин на полях чудес предлагается выступить банкам и остальным кредиторам сельхозпредприятий. Появятся ли хоть
20 июля состоялось очередное совещание по спасению утопающих предприятий сельского хозяйства. На совещании лично глава государства возмутился огромными масштабами и мизерным эффектом от господдержки аграриев. По словам президента, к лету 2018 года было принято уже столько решений по оздоровлению проблемных хозяйств, «что все они должны быть прибыльными».
Тем не менее, чиновники из правительства озвучили совсем иную статистику. В процедуру так называемого «досудебного оздоровления» Совмин определил 323 сельхозорганизации. При этом правительство насчитало по всей стране 1,3 тысячи работающих хозяйств. В переводе с чиновничьего на общепонятный это значит,
Может быть, у остальных аграриев дела идут получше? Как бы не так! Без господдержки в Беларуси убыточен 61% предприятий сельского хозяйства. И это несмотря на то, что Агентству по управлению активами была передана огромная часть мусорных кредитов, а другая часть долгов вообще была списана с глаз долой.
Сумма чистого убытка без господдержки за 4 месяца 2018 года составила у аграриев 222,9 млн BYN. Потери убыточных организаций подскочили к 2017 году на 46%. Рентабельность продаж агросектора без господдержки упала до минус 1,3% против +0,5% в 2017 году.
Сельхозпредприятия имеют аномально перекошенную структуру долга. Сумма кредиторской задолженности и долга по кредитам и займам превышает дебиторку в 9,5 раза. Другими словами, аграрии должны остальной экономике в 9,5 раза больше, чем экономика задолжала им.
Просроченная задолженность сельского хозяйства достигла 3,1 млрд BYN и превышает просроченные долги перед аграриями в 8,4 раза. По сути, остальная экономика авансирует нерадивых руководителей сельхозпредприятий.
Какой же документ подложило правительство на подпись главе государства? Спасет ли он
Правительство предложило следующее. Кредиторы аграриев получают право на реструктуризацию долга путем допвыпуска акций сельхозорганизаций на сумму задолженности с передачей акций в собственность. Сельхозникам дается отсрочка на 3 года по уплате долгов с последующей рассрочкой на 5 лет при условии успешного проведения текущих платежей по долгу. Кредиторы смогут заключать соглашения с аграриями об изменении порядка исполнения обязательств.
Еще один интересный пункт — разрешается эмиссия облигаций обл- и райисполкомов для перевода задолженности сельхозников на местные органы власти или передачи в Агентство по управлению активами. Вроде бы звучит безобидно. Что в нем не так?
Давно известно, что в результате предыдущей кампании по переводу долга АПК на исполкомы те стали нарушать показатели безопасности по долгу по Бюджетному кодексу. Выходит,
На период финансового оздоровления — те самые 8 лет — для
Понятно, что коммерческим банкам без госдоли и раньше никто не мешал провернуть такой финт. Поэтому пункт про кредиты под 1,5% направлен в первую очередь на госбанки. Ведь у нас все что прямо не разрешено, скорее всего запрещено.
Новые собственники получат право разогнать менеджмент бывших колхозов. Вот только всех иных, кроме директора, его заместителей и главбуха, придется оставить на месте. Невзирая ни на какие экономические доводы об избыточности штатного расписания.
Итак, что мы имеем в итоге? На поверку госмашина снова не извергла из себя
Реально аграриям просто дали еще 8 лет на «отдышаться» от кредитного пресса. Правда, в прошлом такие периоды оздоровления завершались финансовой одышкой и заходом на новый круг оздоровления.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте и Facebook. Присоединяйтесь!