Курсы валют Нацбанка РБ
21 июн22 июн
1 USD 2,0052 2,0076 +0,0024
1 EUR 2,3197 2,3177 −0,0020
100 RUB 3,1516 3,1463 −0,0053
10 PLN 5,3729 5,3431 −0,0298

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 июн22 июн
USD 63,6175 63,7873 +0,1698
EUR 73,6118 73,6871 +0,0753
BYN 31,7690 31,8141 +0,0451
PLN 17,0396 17,0413 +0,0017

все курсы валют

Белорусские власти вбухали в агросектор миллиарды рублей. Но этого оказалось мало

Минфин поделился шокирующими данными о господдержке АПК за последние годы. Денежные вливания впечатляют своими размерами и неэффективностью.

Финансовое состояние аграрных предприятий в Беларуси никогда не отличалось большой устойчивостью. Нереформированный АПК постоянно требует огромных инъекций из бюджета. Последний мощный удар по сельхозникам нанес финансово-экономический кризис 2014 года.

Чиновничья вертикаль редко когда имеет желание обнародовать цифры финансовой поддержки нерадивых хозяйств. Похоже, что сейчас такой уникальный случай все же представился. Да не где-нибудь, а на страницах ведомственного журнала Минфина.

Ничтоже сумняшеся, начальник главного управления финансов АПК сообщает, что к началу 2018 года аграрии накопили задолженность по исполненным гарантиям в размере 1 577 млн BYN. По данным Минфина, наибольшую просрочку по гарантиям Совмина допустили организации хлебопродуктов (203,7 млн BYN).

При этом в 2014—2017 гг. сельхозникам отсрочили либо рассрочили долги по исполненным гарантиям правительства на 1 313 млн BYN. По признанию Минфина, на способность АПК оплачивать задолженность влияет практика неденежных форм расчетов за продукцию (бартер). В общем, в XXI веке среди аграриев процветает натуральный обмен — баш на баш.

Сельхозпредприятия обращаются в банки за отсрочкой либо рассрочкой старых кредитов. Поскольку такое право прописано в президентском указе № 348, а банки-кредиторы государственные, то проволочек у должников не возникает.

К настоящему моменту допсоглашения, облегчающие выплаты кредитов, заключили 40% от всех сельхозорганизаций. Сумма долга, пролонгированного благодаря указу № 348, равна 1,9 млрд BYN.

Также 348-ой указ позволил АПК реструктуризировать задолженность по гарантиям правительства и местных госорганов. За 2014—2016 гг. гарантии Совмина были нивелированы на сумму 1,2 млрд BYN, гарантии исполкомов — на 0,3 млрд BYN.

Вслед за указом № 348 в 2016 году был принят указ № 253. В итоге к 1 марта 2018 года реструктуризацию долгов захотели 300 предприятий. Просьбы сельхозников о реструктуризации потянули на 652,5 млн BYN. Впрочем, реально кредиторы сочли возможным модифицировать только 159,1 млн BYN долга.

В созданное Агентство по управлению активами за 2016—2017 гг. было передано 772,4 млн BYN кредитов и займов «мусорного» качества. Сегодня власти декларируют, что Агентство временно не будет принимать у банков новые проблемные долги АПК.

Вишенка на торте: в 2016—2017 гг. облисполкомы выпустили облигации и выкупили у банков долги сельхозпредприятий. Сделки с облигациями обошлись в 2 млрд BYN. Правда, реструктуризация обошлась очень дорогой ценой. Большинство областных бюджетов потеряло право заимствовать деньги, так как их долги выскочили за порог безопасности.

Таким образом, в виде различных форм поддержки государство высвободило для АПК около 9,2 млрд BYN! 

Но и на этом госорганы отнюдь не останавливаются. Минфин анонсировал принятие указа об эффективности работы сельхозпредприятий. Предполагается, что неплатежеспособные организации АПК будут исполнять свои обязательства без прохождения процедуры банкротства.

Кроме того, сельхозников ждет прощение разнообразных долгов перед бюджетом и конвертация требований в уставные фонды. Последнее означает, что уставные фонды организаций увеличатся на сумму господдержки. Так как власти и без этого зачастую являются 100%-ым владельцем предприятий, процедура приобретает трагикомичный характер.

Но главное, что Минфин обещает аграриям сохранение поддержки на постоянной основе. Причем миллионы рублей будут вливаться и в заведомых банкротов. Денежное пиршество, как водится, оплатят белорусские налогоплательщики.

2018-05-23