28 марта на ряде
Если верить
По словам Баса Баккера, резервные активы Беларуси находятся на низком уровне, а потребность в валюте у страны высокая. По мнению Баккера, это и представляет угрозу и вкупе с большой долларизацией экономики может привести к девальвации белорусского рубля.
В качестве позитива Баккер отметил то, что у властей и персонала МВФ наконец совпали мнения о направлении реформ в Беларуси. Однако по скорости реформ у сторон
МВФ предлагает реформировать госсектор быстро и решительно. Правительство РБ стоит горой за изменения «в час по чайной ложке». В Совмине считают, что глубокие реформы за короткое время подорвут социальную и экономическую стабильность в Беларуси. Уж лучше тогда двигаться черепашьим ходом.
Если исходить из логики Баккера о низких резервах и высоких долговых выплатах, то наиболее «благоприятным» периодом видится конец года. Даже по официальным документам к 1 января
Есть немалые угрозы и со стороны внутреннего спроса. В январе чиновники разработали балансовые показатели прогноза развития экономики на 2018 год. В этот документ попали целевые установки главы государства о доведении средней по году зарплаты до 1 000 BYN.
Известно, что средняя за 2017 год зарплата составила 815,2 BYN. Если правительство решит добиваться выхода на среднегодовую
Репетиция резкого подъема зарплат прошла в декабре
Обратите внимание, что к печальным последствиям привело разовое повышение зарплат на 19%. А ведь в декабре
В ответ на опасность разбалансировки доходов в НБРБ начали принимать меры. 14 марта регулятор не снизил ставку рефинансирования и ставки по операциям регулирования ликвидности. Спустя 12 дней Центробанк РФ, наоборот, опустил свою ключевую ставку. Но в России нет проблемы накачки зарплат бюджетников. Да и рост цен у восточных соседей сейчас почти вдвое ниже.
За последние годы у белорусов резко упала склонность к сбережению. Поэтому на повышение доходов население отвечает увеличением спроса на кредиты. К 2018 году кредитомания белорусов достигла таких масштабов, что о ней забеспокоились в Евразийском фонде стабилизации и развития. Специалисты ЕФСР посоветовали властям ограничить выдачу потребительских и жилищных кредитов.
Сначала НБРБ уклонялись от предложений ЕФСР, но к концу первого квартала этот бастион пал. Зампред правления Нацбанка Дмитрий Лапко обещал уже с 1 мая ввести коэффициент долговой нагрузки на население. Банкам запретят кредитовать физлиц, если у тех расходы на обслуживание старых займов достигли 40% доходов.
При условии, что власти притушат пламя кредитования, откажутся от накачки зарплат и удержат ЗВР, у экономики Беларуси есть высокие шансы пройти 2018 год относительно безболезненно. Если же нет, то пенять чиновникам придется лишь на самих себя.