6 октября агентство S&P повысило долгосрочные кредитные рейтинги Беларуси по обязательствам в иностранной и национальной валюте — с B- до В. banki24.by разобрались, что стоит за этим решением.
Сразу отметим, что краткосрочные рейтинги S&P оставило прежними — на уровне В. Прогноз по долгосрочным рейтингам аналитики агентства сохранили «стабильным». Стабильный прогноз означает, что в ближайшее время (на период до нескольких лет) рейтинг не изменится.
На первый взгляд, решение S&P выглядит положительным для Беларуси. Но сам по себе уровень «В» согласно шкале агентства является низким.
В так называемую категорию «инвестиционных» рейтингов входят оценки ААА, АА, А и ВВВ. Все, что находится ниже (BB, B, CCC, CC, C, SD и D), относит рейтингуемых к категории рискованных заемщиков. В финансовой среде такие рейтинги называются «мусорными».
Инвестиции в «мусорных» заемщиков предполагают высокий доход. Однако за это инвесторам приходится платить большим риском невозврата части своих вложений.
Например, если заемщик имеет рейтинг ВВВ, то его платежеспособность считается удовлетворительной. Если эмитент получил рейтинг В, то он платежеспособен, но неблагоприятные экономические условия вероятнее всего отрицательно повлияют на его возможности и готовность проводить выплаты по долгам.
Для белорусских властей позитив состоит в том, что при выпуске новых евробондов ставка процента по ним будет ниже, чем по облигациям июня 2017 года. В свете недавних заявлений руководства Минфина о выходе на рынок в 2018 году это будет весьма кстати.
Возможно, что в сентябре Минфине уже знали о повышении долгосрочного рейтинга Беларуси — хотя бы основываясь на летних оценках от Fitch. Тогда размещение евробондов становится едва ли не гарантированным событием.
В пользу скорого выхода Беларуси на международный долговой рынок говорит и оценка вероятности повышения суверенного рейтинга в будущем. По мнению S&P, рейтинг может быть повышен в случае проведения реформ в белорусской экономике.
Аналитики агентства тактично указывают на снижение желания властей к началу реформ после выпуска евробондов, получения траншей ЕФСР и госкредита РФ на 700 млн USD. Если писать прямо, то такое желание просматривается очень плохо. Трогать хронически больной госсектор власти не рискуют. Не ровен час, по итогу можно получить 30% проблемных активов.
Исходя из текущего положения и планов властей на будущее логично вытекает почти нулевая вероятность улучшения суверенного рейтинга РБ. По сравнению с апрелем из 6 основных рейтинговых факторов 4 сохранили негативную оценку, а 2 («финансовая гибкость и бюджетные показатели» и «долговая нагрузка») получили нейтральную.
Поэтому тянуть кота за хвост и медлить с выпуском новых евробондов не имеет особого смысла. Да и вообще, занять еще несколько сотен миллионов долларов стóит как минимум для 2 целей.
Можно, конечно, уповать на поток инвестиций. Правда, без кардинальных изменений внутри страны внешние инвесторы точно не придут.
А ведь зарубежные инвестиции были бы прекрасным источником для пополнения ЗВР. Тем более, что по информации S&P в валютных резервах Нацбанка (более 7 млрд USD) «сидят» внутренний долг НБРБ перед банками (2 млрд USD), депозит Минфина (4 млрд USD) и долги НБРБ перед внешними кредиторами (1,4 млрд USD). По сути, ЗВР сейчас сформированы лишь на
К тому же, аналитики S&P не сильно верят в независимость НБРБ. А в ситуации, когда руки Нацбанка наполовину связаны, возможны различные негативные сценарии.