Многомесячная эпопея властей с подготовкой к выпуску валютных облигаций за пределами страны наконец завершилась. Как и всякое иное действие, размещение бондов имеет свои последствия. С последствиями как всегда разбирались banki24.by.
22 июня источники СМИ в банковских кругах сообщили, что Беларусь разместила на международном рынке капитала евробонды. Причем покупателям были предложены два выпуска ценных бумаг, а не один.
Объем первого выпуска составил 800 млн USD, второго — 600 млн USD. Напомним, что в тексте закона о республиканском бюджете на 2017 год есть строчка только под 800 млн USD.
По предварительной информации, «короткий» выпуск (на 800 млн USD) будет погашен в феврале 2023 года, «длинный» — в июне 2027 года. Таким образом, первый будет обращаться свыше 5,5 лет, второй — 10 лет.
Согласно данным информагентств, доходность выпуска в объеме 800 млн USD была установлена на уровне 7,125% годовых, выпуска на 600 млн USD — 7,625% годовых. Совокупный спрос инвесторов превысил 3,1 млрд USD, причем большая его часть пришлась на «короткий» выпуск.
Интересно, что в программе
Вместо этого в правительстве объединили пороги безопасности по внешнему и внутреннему госдолгу в единый — 45% к ВВП. Он попал в среднесрочную финансовую программу властей на
Так вот, только за счет выпуска евробондов фактическое соотношение госдолга и ВВП может перескочить 41%. А ведь в мае власти массированно выпускали облигации облисполкомов, чтобы превратить проблемные долги предприятий АПК в «хороший» долг местных госорганов.
Чисто формально долг исполкомов по специфическим белорусским правилам не включается в государственный. Но внешних кредиторов и финансовые организации не так легко запутать, как наблюдателей изнутри. Поэтому скорее всего госдолг и долги местных властей вместе взятые легко превысят критические 45% от ВВП.
Даже если учитывать лишь долги на республиканском уровне, власти оставляют себе довольно маленький зазор для будущих заимствований — около 1,5 млрд USD на чистой основе. Причем 1,5 млрд USD нужно не перебрать в течение двух с половиной лет!
Выход из положения — недопущение новой девальвации и рьяное наращивание ВВП в долларовом выражении. Можно, конечно, подкорректировать и саму финансовую программу, но это будет выглядеть крайне неспортивно и вряд ли найдет отклик в холодных сердцах кредиторов.
Кстати, о кредиторах. Второе следствие из размещения ценных бумаг ставит крест на оперативном подписании соглашения с МВФ. Власти предпочли заимствовать по ставкам выше 7% годовых лишь бы не исполнять жесткие требования фонда по проведению реформ в экономике. К слову, МВФ предлагал властям
Похоже, что наверху собираются заморозить ситуацию и продержаться как можно дольше, совершая минимум телодвижений в надежде, что все
Третий важный момент — страны происхождения инвесторов в ценные бумаги. Размещение белорусских евробондов по времени совпало с выходом на мировой рынок Минфина России.
Минфин РФ разместил суверенные евробонды во вторник. Срок обращения первого выпуска был определен в 10 лет при объеме 1 млрд USD, второго — 30 лет при объеме 2 млрд USD. Ставка купона по
При этом 34%
Географическая структура покупателей белорусских евробондов пока неизвестна. Есть риск, что львиную долю инвесторов составили финкомпании с российским капиталом. В
В случае, если сценарий с преобладанием российских покупателей подтвердится, это приведет к усилению зависимости Беларуси. Причем рост зависимости произойдет не на самых выгодных условиях.
К примеру, ставка по тому же кредиту ЕФСР составляет всего 4,06% годовых. А как известно, этот фонд контролируется Россией. В общем, такого поворота событий для Беларуси очень не хотелось бы.