USD нал EUR нал
3,2530 / 3,2590 3,4900 / 3,4980
Курсы валют Нацбанка РБ
20 апр21 апр
1 USD 3,2757 3,2757 0,0000
1 EUR 3,4954 3,4954 0,0000
100 RUB 3,4772 3,4772 0,0000
10 CNY 4,5146 4,5146 0,0000
10 PLN 8,0716 8,0716 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
20 апр21 апр
USD 93,4409 93,4409 +0,0000
EUR 99,5797 99,5797 +0,0000
BYN 28,6488 28,6488 +0,0000
CNY 12,8816 12,8816 +0,0000
PLN 22,9652 22,9652 +0,0000

все курсы валют

Беларусь разместила евробонды. Что это значит для будущего страны?

Многомесячная эпопея властей с подготовкой к выпуску валютных облигаций за пределами страны наконец завершилась. Как и всякое иное действие, размещение бондов имеет свои последствия. С последствиями как всегда разбирались banki24.by.

22 июня источники СМИ в банковских кругах сообщили, что Беларусь разместила на международном рынке капитала евробонды. Причем покупателям были предложены два выпуска ценных бумаг, а не один.

Объем первого выпуска составил 800 млн USD, второго — 600 млн USD. Напомним, что в тексте закона о республиканском бюджете на 2017 год есть строчка только под 800 млн USD.

По предварительной информации, «короткий» выпуск (на 800 млн USD) будет погашен в феврале 2023 года, «длинный» — в июне 2027 года. Таким образом, первый будет обращаться свыше 5,5 лет, второй — 10 лет.

Согласно данным информагентств, доходность выпуска в объеме 800 млн USD была установлена на уровне 7,125% годовых, выпуска на 600 млн USD — 7,625% годовых. Совокупный спрос инвесторов превысил 3,1 млрд USD, причем большая его часть пришлась на «короткий» выпуск.

Что же значит для жителей Беларуси это примечательное событие?

Во-первых, если слова источников из банков верны, покупка инвесторами облигаций ведет к крупному росту внешнего госдолга. На 1 мая 2017 года он был равен 13 904 млн USD, или 28% от ВВП. То есть внешний госдолг увеличится сразу на 10%, а по отношению к ВВП поднимется почти до 31%.

Интересно, что в программе социально-экономического развития на 2011—2015 гг. был прописан специальный лимит по внешним долгам. Тогда он составлял 25% к ВВП. Но с 2016 г. власти стали хронически нарушать этот порог безопасности. Поэтому в программу на 2016—2020 гг. отдельный лимит по внешнему госдолгу не попал.

Вместо этого в правительстве объединили пороги безопасности по внешнему и внутреннему госдолгу в единый — 45% к ВВП. Он попал в среднесрочную финансовую программу властей на 2017—2019 гг.

Так вот, только за счет выпуска евробондов фактическое соотношение госдолга и ВВП может перескочить 41%. А ведь в мае власти массированно выпускали облигации облисполкомов, чтобы превратить проблемные долги предприятий АПК в «хороший» долг местных госорганов.

Чисто формально долг исполкомов по специфическим белорусским правилам не включается в государственный. Но внешних кредиторов и финансовые организации не так легко запутать, как наблюдателей изнутри. Поэтому скорее всего госдолг и долги местных властей вместе взятые легко превысят критические 45% от ВВП.

Даже если учитывать лишь долги на республиканском уровне, власти оставляют себе довольно маленький зазор для будущих заимствований — около 1,5 млрд USD на чистой основе. Причем 1,5 млрд USD нужно не перебрать в течение двух с половиной лет!

Выход из положения — недопущение новой девальвации и рьяное наращивание ВВП в долларовом выражении. Можно, конечно, подкорректировать и саму финансовую программу, но это будет выглядеть крайне неспортивно и вряд ли найдет отклик в холодных сердцах кредиторов.

Кстати, о кредиторах. Второе следствие из размещения ценных бумаг ставит крест на оперативном подписании соглашения с МВФ. Власти предпочли заимствовать по ставкам выше 7% годовых лишь бы не исполнять жесткие требования фонда по проведению реформ в экономике. К слову, МВФ предлагал властям 10-летний кредит на 3–3,4 млрд USD всего под 2,28% годовых.

Похоже, что наверху собираются заморозить ситуацию и продержаться как можно дольше, совершая минимум телодвижений в надежде, что все как-нибудь само устаканится и рассосется. По этой причине Беларусь ждут годы экономического застоя. И это в лучшем варианте.

Третий важный момент — страны происхождения инвесторов в ценные бумаги. Размещение белорусских евробондов по времени совпало с выходом на мировой рынок Минфина России.

Минфин РФ разместил суверенные евробонды во вторник. Срок обращения первого выпуска был определен в 10 лет при объеме 1 млрд USD, второго — 30 лет при объеме 2 млрд USD. Ставка купона по 10-летнему выпуску составила 4,25% годовых, по 30-летнему — 5,25%.

При этом 34% 10-летних бондов России выкупили инвесторы из Великобритании, 30% — из самой РФ, 22% — из США, по 6% — из ЕС и стран Азии, 2% — из Швейцарии. По 30-летним бондам 36% выпало на американских покупателей, 30% — на британских, 18% — на азиатских, 9% — на ЕС, 6% — на РФ и 1% — на Швейцарию.

Географическая структура покупателей белорусских евробондов пока неизвестна. Есть риск, что львиную долю инвесторов составили финкомпании с российским капиталом. В 2010—2011 гг. небольшую часть евробондов Беларуси купили и наши банки.

В случае, если сценарий с преобладанием российских покупателей подтвердится, это приведет к усилению зависимости Беларуси. Причем рост зависимости произойдет не на самых выгодных условиях.

К примеру, ставка по тому же кредиту ЕФСР составляет всего 4,06% годовых. А как известно, этот фонд контролируется Россией. В общем, такого поворота событий для Беларуси очень не хотелось бы.

2017-06-22


Новости по теме: