USD нал EUR нал
3,4260 / 3,4430 3,6250 / 3,6400
Курсы валют Нацбанка РБ
05 дек06 дек
1 USD 3,4923 3,4795 −0,0128
1 EUR 3,6678 3,6630 −0,0048
100 RUB 3,3389 3,3467 +0,0078
10 CNY 4,8203 4,7996 −0,0207
10 PLN 8,5482 8,5831 +0,0349

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
04 дек05 дек
USD 106,1878 104,2361 −1,9517
EUR 112,0200 110,2041 −1,8159
BYN 30,1439 29,8474 −0,2965
CNY 14,5545 14,2565 −0,2980
PLN 26,0245 25,5199 −0,5046

все курсы валют

Беларусь разместила евробонды. Что это значит для будущего страны?

Многомесячная эпопея властей с подготовкой к выпуску валютных облигаций за пределами страны наконец завершилась. Как и всякое иное действие, размещение бондов имеет свои последствия. С последствиями как всегда разбирались banki24.by.

22 июня источники СМИ в банковских кругах сообщили, что Беларусь разместила на международном рынке капитала евробонды. Причем покупателям были предложены два выпуска ценных бумаг, а не один.

Объем первого выпуска составил 800 млн USD, второго — 600 млн USD. Напомним, что в тексте закона о республиканском бюджете на 2017 год есть строчка только под 800 млн USD.

По предварительной информации, «короткий» выпуск (на 800 млн USD) будет погашен в феврале 2023 года, «длинный» — в июне 2027 года. Таким образом, первый будет обращаться свыше 5,5 лет, второй — 10 лет.

Согласно данным информагентств, доходность выпуска в объеме 800 млн USD была установлена на уровне 7,125% годовых, выпуска на 600 млн USD — 7,625% годовых. Совокупный спрос инвесторов превысил 3,1 млрд USD, причем большая его часть пришлась на «короткий» выпуск.

Что же значит для жителей Беларуси это примечательное событие?

Во-первых, если слова источников из банков верны, покупка инвесторами облигаций ведет к крупному росту внешнего госдолга. На 1 мая 2017 года он был равен 13 904 млн USD, или 28% от ВВП. То есть внешний госдолг увеличится сразу на 10%, а по отношению к ВВП поднимется почти до 31%.

Интересно, что в программе социально-экономического развития на 2011—2015 гг. был прописан специальный лимит по внешним долгам. Тогда он составлял 25% к ВВП. Но с 2016 г. власти стали хронически нарушать этот порог безопасности. Поэтому в программу на 2016—2020 гг. отдельный лимит по внешнему госдолгу не попал.

Вместо этого в правительстве объединили пороги безопасности по внешнему и внутреннему госдолгу в единый — 45% к ВВП. Он попал в среднесрочную финансовую программу властей на 2017—2019 гг.

Так вот, только за счет выпуска евробондов фактическое соотношение госдолга и ВВП может перескочить 41%. А ведь в мае власти массированно выпускали облигации облисполкомов, чтобы превратить проблемные долги предприятий АПК в «хороший» долг местных госорганов.

Чисто формально долг исполкомов по специфическим белорусским правилам не включается в государственный. Но внешних кредиторов и финансовые организации не так легко запутать, как наблюдателей изнутри. Поэтому скорее всего госдолг и долги местных властей вместе взятые легко превысят критические 45% от ВВП.

Даже если учитывать лишь долги на республиканском уровне, власти оставляют себе довольно маленький зазор для будущих заимствований — около 1,5 млрд USD на чистой основе. Причем 1,5 млрд USD нужно не перебрать в течение двух с половиной лет!

Выход из положения — недопущение новой девальвации и рьяное наращивание ВВП в долларовом выражении. Можно, конечно, подкорректировать и саму финансовую программу, но это будет выглядеть крайне неспортивно и вряд ли найдет отклик в холодных сердцах кредиторов.

Кстати, о кредиторах. Второе следствие из размещения ценных бумаг ставит крест на оперативном подписании соглашения с МВФ. Власти предпочли заимствовать по ставкам выше 7% годовых лишь бы не исполнять жесткие требования фонда по проведению реформ в экономике. К слову, МВФ предлагал властям 10-летний кредит на 3–3,4 млрд USD всего под 2,28% годовых.

Похоже, что наверху собираются заморозить ситуацию и продержаться как можно дольше, совершая минимум телодвижений в надежде, что все как-нибудь само устаканится и рассосется. По этой причине Беларусь ждут годы экономического застоя. И это в лучшем варианте.

Третий важный момент — страны происхождения инвесторов в ценные бумаги. Размещение белорусских евробондов по времени совпало с выходом на мировой рынок Минфина России.

Минфин РФ разместил суверенные евробонды во вторник. Срок обращения первого выпуска был определен в 10 лет при объеме 1 млрд USD, второго — 30 лет при объеме 2 млрд USD. Ставка купона по 10-летнему выпуску составила 4,25% годовых, по 30-летнему — 5,25%.

При этом 34% 10-летних бондов России выкупили инвесторы из Великобритании, 30% — из самой РФ, 22% — из США, по 6% — из ЕС и стран Азии, 2% — из Швейцарии. По 30-летним бондам 36% выпало на американских покупателей, 30% — на британских, 18% — на азиатских, 9% — на ЕС, 6% — на РФ и 1% — на Швейцарию.

Географическая структура покупателей белорусских евробондов пока неизвестна. Есть риск, что львиную долю инвесторов составили финкомпании с российским капиталом. В 2010—2011 гг. небольшую часть евробондов Беларуси купили и наши банки.

В случае, если сценарий с преобладанием российских покупателей подтвердится, это приведет к усилению зависимости Беларуси. Причем рост зависимости произойдет не на самых выгодных условиях.

К примеру, ставка по тому же кредиту ЕФСР составляет всего 4,06% годовых. А как известно, этот фонд контролируется Россией. В общем, такого поворота событий для Беларуси очень не хотелось бы.

2017-06-22