В последние месяцы исполнительская вертикаль власти находилась на перепутье, особо не желая внимать ни советам МВФ, ни голосам борцов за старую модель экономики. Но похоже, что в свете событий первой половины лета Совмин стал склоняться к выбору одной из альтернатив будущего. Портал banki24.by проанализировал текущие умонастроения в верхах.
В июне—июле и правительство Беларуси, и представители МВФ подтвердили, что перспектива начала новой кредитной программы отложена на неопределенный срок. Властям уже не нужен МВФ, так как они купаются в деньгах от евробондов и ЕФСР.
Со своей стороны, МВФ ставит в вину правительству Беларуси нежелание идти на глубокие реформы в сфере ЖКХ и на госпредприятиях. Чем дальше, тем чаще из недр Совмина звучит риторика в духе «поезд, стой!
В начале августа выступлениями отметились глава Совмина Андрей Кобяков и министр экономики Владимир Зиновский. Оба чиновника дали оценку итогам работы экономики за полугодие и высказались по целям развития до конца
Андрей Кобяков сообщил на публику, что для выхода к концу года на зарплату в 1 000 BYN Минтруда вместе с другими ведомствами разработали график. Со слов
Кроме того, Кобяков возмутился, что в январе—июне были провалены доведенные задания по темпам
Также премьер заметил, что за лимиты директивного кредитования (1,9 млрд BYN) в 2017 году выведены немалые суммы льготных ресурсов (464 млн BYN), которые осваиваются очень слабо. Дело в том, что эти залимитные деньги должны выделяться на конкурсной основе, а потенциальным получателям просто нечего предложить в плане окупаемых проектов.
В итоге Кобяков поручил в авральном режиме перераспределить неосвоенные ресурсы на иные объекты, «где их не хватает». Эффективность действий в
Кобякова дополнил глава Минэкономики Зиновский. По его мнению, в Беларуси нет предпосылок для роста цен. Однако перед правительством до сих пор стоит задача «сдерживать необоснованный рост цен». Зачем сдерживать то, к чему будто бы не существует предпосылок, министр не пояснил.
Попутно Зиновский посетовал на невыполнение плановых заданий в некоторых отраслях и огорошил чиновничество тем, что задания для выхода на рост ВВП на 1,7% будут только увеличены. Сложное положение в строительном секторе министр списал на «неповоротливость регулятора и облисполкомов».
Не забыли власти и о пенсионерах. Для покрытия дефицита Фонда соцзащиты из республиканского бюджета по решению Совмина дополнительно выделят 0,5 млрд BYN. Официально бешеные деньги понадобились для «обеспечения соотношения среднего размера пенсии по возрасту и средней зарплаты работников не ниже установленного порогового значения».
Раньше в качестве такого соотношения между пенсиями и зарплатами власти называли 40%. В июне 2017 года средняя пенсия по возрасту была равна 306,6 BYN. То есть к концу года, если в Беларуси
Последний гвоздь в общую крышку традиционно забил глава государства. Выступая во время совещания по уборке урожая, Лукашенко сделал две вещи.
Как бы между делом, официальный лидер пообещал «взять штурмом» строительство картофелехранилищ. Вопрос по требованию президента поставлен «на железный контроль».
В общем, перед нами предстает картина маслом. Все оставшееся до конца года время правительство будет сосредоточено на решении чисто плановых задач: доведении зарплаты до 1 000 BYN, выжимании из экономики роста на уровне 1,7%, пожарной переброске денег из одной сферы в другую, контроле за ценами
Одним словом, белорусские власти принялись перебирать до боли знакомый суповой набор эпохи