Министр антимонопольного развития и торговли сообщил информацию, которую не знают простые белорусы. Такую статистику у нас получают только чиновники. Тем не менее, на основе «утечки» из госорганов можно сделать далеко идущие выводы.
Глава МАРТ Владимир Колтович рассказал журналистам об оперативных оценках инфляции в мае. По предварительным подсчетам чиновников в текущем месяце наблюдается дефляция — снижение потребительских цен.
Откуда у министра данные по инфляции, если месяц еще не завершился? Ведь Белстат опубликует майскую статистику цен только 10 июня.
Скорее всего речь идет о так называемых недельных оценках потребительских цен. Дело в том, что Белстат, как и многие другие статведомства, регистрирует цены по многим позициям несколько раз в месяц. Круг этих позиций ограничен (в основном, главные товары повседневного спроса).
Однако по таким данным можно следить за движением инфляции в стране. Слежение за оперативными оценками особенно важно сейчас, в период кризиса. Это отлично понимают в соседней России, где Госкомстат регулярно публикует недельные оценки изменения цен. Например, сегодня доступны данные по динамике цен с 19 по 25 мая.
Увы, такой механизм обратной связи с обществом не работает в Беларуси. Наши статорганы предоставляют оперативные цифры только чиновникам. Понятно, что чиновники делятся такими оценками лишь эпизодически — когда это выгодно подчеркивает их работу.
Если Колтович корректно передал информацию и дефляция сохранится по итогам всего месяца, то снижение цен даже на 0,01% приведет к падению годовой инфляции с 5,4% в апреле до 5,1% в мае. Это очень близко к тому показателю, который записан в основных направлениях
Министр высказал уверенность, что по итогам года власти уложатся в целевой показатель по инфляции. Эта весьма интересное заявление, так как еще 12 мая глава Нацбанка озвучил более высокий ориентир — 5–6%.
Если за полмесяца оценки властей действительно сместились к 5%, то это значит, что инфляция пошла по более низкой траектории. В России это уже происходит: цены растут несколько медленнее, чем ранее прогнозировал ЦБ РФ.
В последний раз дефляция в мае наблюдалась в 2018 году. Тогда цены упали на 0,28%. По каким причинам ценопад может повториться в
Главная причина та же, что разгоняла инфляцию в марте и апреле — изменение курса белорусского рубля. Только теперь укрепление «зайчика» замедляет рост цен.
Судите сами: если средний официальный курс за апрель составил 2,5069 BYN за 1 USD и 2,7262 BYN за 1 EUR, то за истекшую часть мая опустился ниже 2,43 BYN и 2,64 BYN соответственно. Поскольку в Беларусь ввозится много импортных товаров, это должно притормозить аппетиты продавцов.
Еще одна вероятная причина замедления инфляции — слабый потребительский спрос после ажиотажа в начале весны. Уже в апреле продажи продтоваров выросли всего на 3,1% после 6,7% в марте, а продажи непродтоваров просели аж на 10,7% к 2019 году.
ВВП Беларуси в апреле снизился более чем на 4%. Высоковероятно, что такой же печальный результат будет и по итогам мая. Отсюда и дезинфляционное влияние спроса на инфляцию, о котором 2 недели назад писали в Нацбанке.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!