Первый кредит страна получила в декабре 2019 года. Тогда через Шанхайский филиал Банка развития власти привлекли 3,5 млрд юаней. На фоне отложенного размещения евробондов у чиновников возник новый интерес к китайским ресурсам.
О ежедневной работе Минфина с внешними кредиторами, в том числе с Банком развития Китая, сообщает редакционная статья в майском номере журнала «Финансы, учет, аудит». Учредителем издания является Министерство финансов РБ. Главный редактор журнала Иван Шунько — бывший замминистра финансов Беларуси.
По информации «Финансы, учет, аудит», общий объем ресурсов, которые власти хотят получить от МВФ, Всемирного банка, ЕИБ и Банка развития Китая, составляет 2–2,5 млрд USD. В журнале считают, что эти ресурсы «позволят разгрузить бюджет».
Ранее о заинтересованности белорусских властей в китайских кредитах рассказали аналитики агентства Fitch. По данным агентства, «Беларусь подала заявку в МВФ на использование инструмента быстрого финансирования, а также ведет переговоры с Китаем о получении двух двусторонних кредитов».
В начале марта Минфин Беларуси отказался от размещения суверенных евробондов на сумму 1–1,2 млрд USD в эквиваленте. В финансовом ведомстве связали это решение с неблагоприятной рыночной конъюнктурой.
Между тем, власти планировали рефинансировать большую часть госдолга в 2020 году. Поэтому отказ от выпуска евробондов ставит перед Минфином проблему поиска новых валютных ресурсов взамен суверенных еврооблигаций.
Беларусь получила первый кредит от Банка развития Китая 20 декабря 2019 года. Ресурсы в объеме 3,5 млрд CNY предоставил Шанхайский филиал Банка развития. Расходы по обслуживанию этого кредита вписаны в бюджет на 2020 год.
По условиям соглашения деньги поступили на счет Нацбанка в Шанхайском филиале Банка развития. Иными словами, средства физически остались в банке, который имел инвестиционный рейтинг от Moody’s и S&P. Кроме того, с октября 2016 года юань входит в корзину валют МВФ. Поэтому юаневые ресурсы могли быть включены в состав ЗВР Беларуси.
В 2019 году власти были вынуждены пойти на переговоры с китайцами, так как россияне отказывали в выделении новых госкредитов до подписания документов об углубленной интеграции. О цене такого решения на итоговой коллегии Минфина рассказал министр Максим Ермолович.
Глава Минфина сообщил, что властям «пришлось искусственно сдерживать процентную ставку под новые заемные ресурсы, чтобы привлекать деньги по стоимости не дороже, чем предлагала Россия».
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!