Президент подписал закон о бюджете, отгремели переговоры об углубленной интеграции. Проверим, какие риски учтены в бюджете и что складывается по факту.
Глава государства подписал закон о
Проект бюджета, который поступил в парламент в начале декабря, предусматривал несколько важных допущений.
Озвучены планы по переработке на
Минфин оценивал потери от налогового маневра в России в 239,3 млн USD, потери от прекращения реэкспорта нефти — в 423,6 млн USD. Переработка 24, а не 18 млн тонн означает сразу две вещи: реэкспорта в 2020 году не будет, но поступления от пошлин на нефтепродукты вырастут. Другими словами, часть потенциальных потерь будет отыграна Беларусью.
20 декабря Беларусь получила срочный кредит от Шанхайского филиала Банка развития Китая в размере 3,5 млрд юаней (до 500 млн USD в эквиваленте). Выделение этого кредита предусматривал проект бюджета, расходы по погашению уже вписаны на 2020 год.
По условиям соглашения деньги должны были поступить на счет Нацбанка в Шанхайском филиале Банка развития КНР. Это значит, что средства останутся в банке, который имеет инвестиционный рейтинг от Moody’s и S&P. Следовательно, они могут быть включены в состав золотовалютных резервов Беларуси.
27 ноября министр финансов Максим Ермолович сообщил, что в
Средняя ставка рефинансирования, которая заложена в бюджет, — 9,5% годовых. Однако еще 20 ноября эта ставка опустилась до 9% годовых.
Рост ставки может произойти разве что при нарастании кризисных явлений в белорусской экономике. Значит в 2020 году расходы бюджета, которые завязаны на размер ставки НБРБ, при прочих равных будут меньше, чем прогнозировал Минфин.
В
Поступления от продажи госимущества позволят нарастить доходную часть бюджета и сократить плановый дефицит (995 млн BYN). Первое заседание Совета по иностранным инвестициям с участием ЕБРР запланировано на февраль 2020 года.
Один из главных неприятных моментов в грядущем году — рост трансферта Фонду соцзащиты. Минфину предстоит передать в бюджет ФСЗН 1,963 млрд BYN. На 2020 год стоит задача по доведению средней пенсии до 40% от средней зарплаты в РБ.
Если правительство сильно увлечется ростом зарплат в бюджетном секторе, то ожидаемые расходы на выплату пенсий могут увеличиться еще больше. Тогда поднимать пенсионный возраст выше 58/63 лет потребуется сразу после завершения текущего цикла — после 2022 года.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!