Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

Минфин не понимает, почему упали зарплаты бюджетников, и готовится к жесткому кризису

Недавно белорусский Минфин провел итоговую коллегию и поставил задачи на 2020 год. В министерстве указали на главные угрозы для бюджета и решили разобраться, по каким причинам снизились зарплаты работников госсектора.

Годовая коллегия Минфина прошла 20 февраля. Участие в коллегии принял премьер Румас. На коллегии выступали руководители Минфина и подведомственных организаций. Основные тезисы доклада министра финансов опубликованы в мартовском номере журнала «Финансы, учет, аудит».

Первое, что бросается в глаза при прочтении доклада главы Минфина, — это различие в размерах бюджетного профицита по разным методикам. Дело в том, что белорусские власти сводят доходы и расходы бюджета не так, как МВФ.

Например, за балансом в Беларуси стабильно остаются затраты на строительство атомной станции. В том числе из-за этого по белорусской методологии профицит бюджета за 2019 год составил 2,4% ВВП, а по методике МВФ — только 1,5%. В пересчете на деньги разница составляет 1,2 млрд BYN.

Также министр Ермолович отметил падение доходов и рост расходов бюджета с учетом инфляции. Реальные доходы бюджетной системы в 2019 году упали на 2,5%, а расходы выросли на 2%.

Важная деталь: доходная часть консолидированного бюджета была исполнена на 103,4% к начальному плану и на 100,4% к уточненному, а расходная — на 98,9% и 97,3%. То есть, если бы Минфин не сдерживал расходы, профицит был бы гораздо меньше.

Падение доходной части консолидированного бюджета произошло за счет уровня республики. В республиканский бюджет зачисляются доходы от внешней торговли — пошлины на нефть, нефтепродукты и калийные удобрения. Поэтому ухудшение конъюнктуры на мировом рынке больно ударило по доходам Минфина, но не затронуло местные бюджеты.

Интересно, что глава Минфина признал проблему с зарплатами бюджетников после перехода на новую систему расчета заработков. По его информации, зарплата в бюджетном секторе в январе 2020 года оказалась ниже, чем в ноябре 2019-го, чего не должно было произойти.

Министр заявил, что «нужно понять, что происходит в профильных учреждениях, особенно в сфере образования». Теперь уже ясно, что «разборки» Минфина с профильными ведомствами будут идти на фоне экономического кризиса.

В 2019 году Фонд соцзащиты опять потребовал дополнительной подпитки для выплаты пенсий. На эти цели власти изъяли из республиканского бюджета 250 млн BYN. Как признался министр, «без этих денег фонд не справился бы со своими обязательствами».

Ермолович рассказал, во что обошелся властям отказ России рефинансировать часть обязательств Беларуси. По его словам, Минфину «пришлось искусственно сдерживать процентную ставку под новые заемные ресурсы, чтобы привлекать деньги по стоимости не дороже, чем предлагала Россия».

Ценой таких действий Минфина стало «сокращение средних сроков погашения всего портфеля госдолга». Если простыми словами, то Беларусь заняла новые деньги, которые придется возвратить раньше, чем это было бы в случае с российскими деньгами.

Судя по всему, Ермолович намекнул на кредит Шанхайского филиала Банка развития Китая в декабре 2019 года. Обслуживание этого кредита за счет бюджета начинается уже в 2020 году.

Министр обратил внимание, что треть сверхплановых доходов местных бюджетов (1,3 млрд BYN) в 2019 году ушла на господдержку сельского хозяйства. По мнению Минфина, такое расходование средств вряд ли может быть высокоэффективным.

Ермолович сообщил, что «республиканский бюджет находится в значительно более сложном положении, чем раньше, и оказывать поддержку в прежнем размере не в состоянии». Минфин опасается, что «объем накопленных обязательств уже создает риски исполнения базовых расходов». В доходной части бюджета фиксируется существенный недобор доходов от внешней торговли.

Минфин инициирует пересмотр госзакупок в 2020 году. Ермолович заявил, что в планах закупок нужно «оставить только то, без чего действительно нельзя обойтись».

Комментарий редакции banki24.by:

Итоговая коллегия Минфина состоялась в конце февраля, еще до обвала цен на нефть и девальвации белорусского рубля. В бюджет на 2020 год Минфин заложил среднегодовую цену на нефть 60 USD за баррель, среднегодовой курс доллара на уровне 2,2447 BYN за 1 USD, а также импорт из России 18 млн тонн нефти для переработки на наших НПЗ.

То, что происходит с экономикой в марте, заставит Минфин самым жестким образом пройтись по бюджету, чтобы перекроить его под нужды кризисного времени. По опыту прошлых лет под нож пустят расходы капитального характера и по факту бюджет сконцентрируется на выплате зарплат и пенсий.

Если мировой кризис и кризис в российской экономике продолжит углубляться, то властям придется либо усиливать налоговый пресс на предприятия, либо еще больше резать расходную часть бюджета. Главной частью расходов в том числе являются социальные выплаты.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2020-03-23


Новости по теме: