Нацбанк не боится нефтегазовой войны с Россией. Что будет с курсом рубля?
В НБРБ уверяют, что учитывают в своем прогнозе возможные экономические риски на ближайшую перспективу. Из Нацбанка явственно доносятся «голубиные» сигналы по ставке рефинансирования. Способно ли
Как мы и предполагали, Нацбанк Беларуси снизил ставку рефинансирования. С 19 февраля СР понизится на 25 базисных пунктов — с 9% до 8,75% годовых.
Такое решение регулятора свидетельствует, что в правлении НБРБ пока не считают затянувшийся нефтегазовый конфликт с Россией серьезной угрозой экономической стабильности. Будь это не так, Нацбанк воздержался бы от очередного снижения процентных ставок.
Глава Нацбанка дал важные сигналы по динамике процентных ставок в будущем. Павел Каллаур заявил, что до конца 2020 года сводная инфляция останется в пределах целевого ориентира регулятора — 5%.
Более того, согласно Каллауру внешние и внутренние факторы влияния не будут препятствовать сохранению 5%-й инфляции и на среднесрочном треке. Иными словами, инфляция будет колебаться около 5% и после 2020 года.
Важно, что ценовая стабильность сохранится на прочном фундаменте. По оценке Нацбанка, базовая инфляция, которая отражает рост цен без учета госрегулирования и сезонных скачков, будет около 3,5% на протяжении этого года.
Каллаур спокойно оценил влияние внутренней и внешней экономической среды на инфляцию. Общий инфляционный фон в мире (и в России в частности) останется довольно низким.
Поскольку экономика Беларуси одновременно является малой и открытой, нам важно, чтобы импортируемая инфляция была пониже. Это облегчает задачу Нацбанка по сдерживанию роста цен в Беларуси.
Нацбанк не ждет, что правительство будет искусственно разгонять экономику к выборам. Это видно из оценки экономической активности. НБРБ считает, что в 2020 году экономическая активность не окажет на цены понижающего или повышающего влияния. Такое возможно в том случае, когда ВВП находится около равновесного значения.
По оценкам регулятора, темпы роста потребительского кредитования продолжат замедляться. Учитывая нисходящую динамику в 2019 году, в
Фискальную политику в 2020 году Нацбанк охарактеризовал как нейтральную. Интересно, что в самом Минфине предпочитают называть ее жесткой.
Среди рисков Каллаур особо отметил недостаточную эффективность реального сектора. Финансовая уязвимость предприятий мешает Нацбанку вести работу по дальнейшему снижению инфляции — ниже 4–5%.
Ослабленный госсектор постоянно требует новые порции поддержки. Денежные вливания в предприятия частично нивелируют эффект от антиинфляционной политики Нацбанка.
В Беларуси не заякорены инфляционные ожидания предприятий и населения. Пока это не создает проблем. Однако в периоды экономической волатильности вполне возможны негативные эффекты на рост потребительских цен, а значит и на уровень ставок по кредитам.
Впрочем, сегодня Нацбанк видит основные риски не внутри Беларуси, а в мировой экономике. Замедляется экономический рост, падает спрос на инвестиционные и сырьевые товары. Ситуацию усугубляет эпидемия коронавируса в Китае.
Относительно курса белорусского рубля Каллаур произнес стандартную фразу: «в среднесрочном периоде курс национальной валюты будет находиться вблизи равновесия». Спешим уточнить: это отнюдь не значит, что номинальный курс, который вы видите на табло обменников и в интернете, будет неизменным.
В своих построениях Нацбанк оперирует таким понятием, как реальный курс к корзине валют
В 2020 году станет меньше интервенций Нацбанка на валютном рынке. Это значит, что НБРБ будет реже участвовать в биржевых торгах, колебания курса станут выше.
Тем не менее, полностью от поддержки белорусского рубля регулятор пока не отказывается. Это вытекает из заявления Каллаура о ЗВР: Нацбанк не будет пытаться любой ценой довести резервы до покрытия
То есть пока что НБРБ не собирается дополнительно продавливать курс рубля вниз, чтобы пополнить ЗВР за счет купленной валюты. В связи с этим резервы Беларуси скорее всего упадут по сравнению с началом года.
{соцсети