Беспрецедентное давление властей России вынуждает белорусских чиновников трансформировать экономическую политику внутри страны.
На 7 февраля назначены важные переговоры президентов Беларуси и России в Сочи. Главными вопросами в повестке дня безусловно являются цены на газ и нефть.
Беларусь не согласна выплачивать российским компаниям премию поставки нефти на Нафтан и Мозырский НПЗ. До 2020 года размер премии на тонне нефти составлял 15 USD. Президент считает, что с выплатой премий наша страна начинает платить за нефть по ценам выше мировых.
Поставки на территорию Беларуси в январе и феврале пока подтвердили только компании группы Михаила Гуцериева. Ресурсов группы «Сафмар» хватило на 0,5 млн тонн в январе, на февраль запланирован ввоз еще 0,45 млн тонн. После этого скорее всего произойдет исчерпание квартальной квоты и импорт «от Гуцериева» в марте станет нулевым.
Для сравнения: за январь 2019 года согласно Белстату наша страна импортировала 1,5 млн тонн российской нефти. В Минэкономики уже понимают, чем это пахнет, и объявили, что по итогам января ожидается падение ВВП Беларуси.
К слову, о вероятном сокращении ВВП мы писали еще до официальных комментариев. Причинами станут рекордно теплый январь (провал в энергетике) и недопоставки нефти (провал в нефтепереработке и оптовой торговле).
Цена газа для Беларуси определена только до 1 марта. Вплоть до этой даты поставки газа «дочке» Газпрома в Беларуси будут идти по 127 USD без НДС. Это цена голубого топлива на уровне 2019 года.
Что будет с первого дня календарной весны, пока не ясно. В декабре Лукашенко заявил, что россияне хотят поднять цены до 152 USD за тысячу кубов. Напомним, в бюджет Беларуси на 2020 год заложена цена 2019 года.
Ничего не слышно о заключении нового калийного контракта с Китаем. В январе представители Клайпедского морского порта говорили о подписании соглашения в марте месяце.
Учитывая сложную эпидемиологическую обстановку в КНР, сроки переговоров могут быть перенесены ближе к 2020/2021 сельхозгоду. Тогда Белорусская калийная компания фактически пропустит 1 год на китайском рынке: последние поставки по прошлому контракту состоялись в летом 2019 года.
Продолжается налоговый маневр в России. По информации премьера Румаса, за 2019 год Беларусь потеряла
На этом фоне Минфин собирается придерживаться жесткой фискальной политики. Ведь бюджетные доходы не растут, а властям необходимо во что бы то ни стало выполнять расходные обязательства. Причем первоочередными платежами в бюджете являются выплаты по валютным долгам государства.
Замминистра финансов Кийко сообщил, что в ближайшие 3 года финансисты будут придерживаться жесткой политики, чтобы сводить бюджет по доходам и расходам. Ранее Минфин уже анонсировал масштабный пересмотр налоговых льгот в
Впрочем, даже заявленных мер может оказаться недостаточно. Тогда в силу вступит сценарий бюджетной консолидации. О необходимости такого подхода в 2019 году заявляли МВФ и рейтинговые агентства. В этом случае Беларусь перейдет из режима жесткой фискальной политики в режим жесточайшей.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!