Печальные итоги 2019 года: большинство главных компаний страны финансово уязвимо во время кризиса

Власти подсчитали итоги работы крупных и средних предприятий, которые составляют основу экономики Беларуси. Веселого оказалось мало: свыше половины организаций могут стать жертвами грядущего кризиса.

Один из важнейших финансовых показателей работы любого предприятия — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж представляет собой соотношение прибыли от реализации продукции и выручки за определенный период времени.

Рентабельность показывает, насколько эффективно работает бизнес сам по себе, без учета долговой нагрузки на предприятие и влияния курсовых разниц. Как правило, чем выше рентабельность, тем более эффективной является компания.

В 2019 году 21,4% крупных и средних предприятий Беларуси были нерентабельными. Это значит, что они несли убытки от реализации продукции.

Самая высокая доля нерентабельных компаний фиксировалась в Витебской и Могилевской областях (по 27,2%), самая низкая — в Брестской (15,2%). По интересному совпадению именно Брестскую область наименее серьезно затронула так называемая комплексная модернизация промышленности.

В Минске доля нерентабельных компаний составила 17,1%, в Гомельской области — 20,1%, в Гродненской — 20,5%, в Минской — 25,8%. 12 февраля про «недостаточную эффективность реального сектора» говорил глава Нацбанка Павел Каллаур. Согласно его выступлению, низкая эффективность «формирует структурные ограничения для устойчивого снижения инфляции».

Несмотря на массированную господдержку, в сельском хозяйстве нерентабельными остались 34,9% крупных и средних предприятий. В промышленности таких насчитали 18,6%, в строительстве — 18,4%, в торговле — 27,1%, на транспорте — 25,6%, в сфере гостиниц и ресторанов (HoReCa) — 21,3%, в секторе информации и связи — 13,3%.

Еще больше предприятий имеют рентабельность от 0% до 5%. При такой рентабельности в Беларуси даже в стабильных условиях тяжело выживать (ставки рублевых кредитов выше 5%). Что уж говорить про показатели при наступлении кризиса. Низкорентабельные компании — первые кандидаты на выбывание в борьбе за рынки сбыта.

Суммарная доля нерентабельных и низкорентабельных предприятий в 2019 году достигла 56,8%. Меньше половины таких компаний было только в Минске — 44,8%. В областях удельные веса были следующими: Брестская — 55,7%, Витебская — 62,9%, Гомельская — 60,5%, Гродненская — 52,1%, Минская — 61%, Могилевская — 69,1%.

В сельском хозяйстве статистики насчитали 69,5% низкоэффективных компаний, в промышленности — 51,9%, в строительстве — 58%, в торговле — 80,7%, на транспорте — 66%, в HoReCa — 70%, в сфере информации и связи — 31,3%.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!

2020-02-13