Сначала в Минэкономики говорили, что ВВП Беларуси сократится в январе. Теперь там считают, что падение продлится весь квартал. Что тогда будет по итогам года?
Министр экономики Александр Червяков обнародовал оценку ожидаемого роста белорусской экономике в январе—марте. На самом деле никакого роста не будет, так как «первый квартал будет под влиянием факторов бюджетного сценария».
Бюджетный сценарий — это консервативный вариант, по которому сверстан бюджет на 2020 год. Этот сценарий предусматривает, что ВВП Беларуси не вырастет в течение первых 3 месяцев. Если точнее, чиновники ждут просадку экономики в пределах 1%.
Даже по так называемому целевому сценарию рост ВВП в первом квартале ожидался весьма скромным — на 0,7%. Учитывая какие трудности Беларусь испытывает с экспортом нефтепродуктов и калийных удобрений, сегодня и такой мизерный прирост выглядит фантастикой.
На прошлой неделе о снижении ВВП за январь говорил замминистра экономики Дмитрий Ярошевич. Ярошевич рассказал, что «по результатам января, наверное, ВВП будет ниже 100%».
Как видно, всего за неделю пессимистичные оценки официальных экономистов расширились на весь первый квартал. Интересно, что это произошло после встречи Путина и Лукашенко в Сочи. Белорусы не смогли выбить из россиян желаемые условия по импорту нефти на НПЗ.
Российское правительство сослалось на то, что не может ввести регулирование на нефтяном рынке ради нужд Беларуси. Путин и компания предложили белорусским чиновникам договариваться о поставках напрямую с частными владельцами нефти. Следовательно, условия импорта сырья для наших НПЗ могут быть самыми разными.
По данным мониторинговых систем, в январе Беларусь получила из России 0,5–0,6 млн тонн нефти — примерно в 3 раза меньше, чем год назад. Заключенных контрактов на февраль почти столько же — около 0,5 млн тонн.
В вторник Белнефтехим сообщил, что Беларусь начала отбор технологической нефти из трубопровода «Дружба» на нужды НПЗ. Следовательно, заводам не хватает сырья для работы, а поставки в Беларусь на уровне 2019 года пока не просматриваются.
Нет ясности по нефтяному соглашению с Казахстаном. Казахстану нужно провести все административные процедуры, в том числе ратификацию документа. Но и в случае оперативной ратификации казахи смогут продать Беларуси не более 3,2–3,5 млн тонн углеводородов. Такие объемы в декабре называли в Минэнерго Казахстана.
Поставка норвежской нефти Johan Sverdrup тоже оказалась разовой. Долгосрочного соглашения с норвежцами не заключили.
По словам
По консервативному сценарию ВВП Беларуси за 2020 год должен вырасти на 1,9%. Если трудности с российской нефтью продолжатся, такой рост тоже может стать недосягаемым для белорусской экономики. Предпосылки к этому уже есть: Крутой заявил, что по нефти «не те объемы уже будут, как раньше», эти объемы «обеспечат внутренний рынок,
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!