Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

Правительство поменяло прогноз на 2020 год. А был ли смысл?

19 сентября Лукашенко отверг прогноз Совмина как «недостаточно напряженный». Что изменилось в новом пакете документов и что это даст рядовым белорусам?

Летом в число ключевых показателей эффективности правительства и Нацбанка на будущий год вошли: рост ВВП (+2,5%), производительности труда (+2,1%), прямые иностранные инвестиции (не менее 1,7 млрд USD), реальные располагаемые доходы населения (+2,4%), экспорт товаров и услуг (+3,3%), сальдо внешней торговли (+1% от ВВП).

Еще в июле banki24.by отмечали, что прогноз по росту экономики умеренный, но снова внутри документа хватает прошлых ошибок. Самый яркий пример — рост занятости в Беларуси, который вытекает из соотнесения динамики ВВП и производительности.

Занятость в нашей стране падает с 2011 года из-за плохой демографии и отъезда населения на заработки за рубеж. Однако с упорством, достойным лучшего применения, правительство закладывает в прогноз возобновление притока людей.

Что касается бюджета и инфляции, то власти исходили из необходимости удержания инфляции около 5%, околонулевого роста доходов бюджета и его дефицитности на 1,4 млрд BYN.

Спустя месяц после совещания с участием Лукашенко правительство предъявило общественности следующие цифры доработанного прогноза: рост ВВП — 2,8%, рост экспорта товаров и услуг — 3,6%, торговое сальдо — 1% от ВВП, темп роста реальной зарплаты — 2,5%, дефицит республиканского бюджета — 995,1 млн BYN.

Относительно денежно-кредитной политики в Совмине сообщили, что документ Нацбанка уточнен «в части формирования условий для поддержания темпов кредитования на уровне, не приводящем к нарастанию системных рисков». Судя по всему, ориентир по годовой инфляции остался на отметке 5%.

Как видно из нового прогноза, динамика ВВП улучшается всего на 0,3 п.п. Причем обеспечить ускоренный рост предполагается за счет экспорта. Возможно, это те самые рабочие предложения группы Мясниковича.

Кроме того, примерно на 0,4 млрд BYN уменьшен дефицит бюджета. Интересно, что финансирование дефицит просчитано преимущественно за счет внешних госзаймов — на 869,2 млн BYN. За счет остатков средств бюджета дефицит покроют на 125,9 млн BYN.

Получается, что по неким причинам власти растратят в 2019 году большую часть остатков миллиардных профицитов прошлых лет. Впрочем, не исключено, что малые остатки связаны с расходами на строительство Белорусской АЭС. По информации рейтинговых агентств эти траты до сих пор учитываются Минфином за балансом.

Официальный прогноз по ВВП разительно отличается от оценок Всемирного банка, МВФ, Евразийского банка развития (ЕАБР) и рейтинговых агентств. По октябрьскому отчету Всемирного банка экономика Беларуси в 2020 году прирастет на 1,3%. В октябре обновил свои расчеты и МВФ: по их данным ВВП Беларуси за 2020 год добавит 0,3%.

Рейтинговые агентства S&P и Fitch солидарны — Беларусь ожидает анемичный рост не выше 2%. Аналитики ЕАБР говорят, что «ВВП Беларуси близок к своему равновесному уровню» и поэтому «устойчивого ускорения темпов его прироста в краткосрочной перспективе не ожидается».

В общем, если новый прогноз-2020 все-таки утвердит президент, в практическом плане это мало что поменяет. Чтобы как-то взять обозначенную планку роста ВВП, необходимо заметное улучшение внешней конъюнктуры и отсутствие шоков в виде отмены льготных режимов со стороны России. Пока что по обоим вопросам нет никакой ясности в позитивном ключе.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-10-21


Новости по теме: