Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

В бюджетной сфере накопилась критическая масса

Бюджет на 2020 год еще не внесен в парламент, но к политике властей в будущем году появилось немало вопросов. Называем самые главные риски нестабильности.

Еще летом стало известно, что Минфин Беларуси подготовил первый за долгие годы дефицитный проект бюджета. В начале сезона проскакивала информация о попытках свести бюджет-2020 с нулевым дефицитом, но к середине лета от нее отказались.

Сначала зазвучала информация о 900-миллионном дефиците, а уже на июльском заседании Совмина дефицит разросся до 1,4 млрд BYN. Видимо, в Минфине скептически отнеслись к реальной вероятности компенсации Беларуси последствий налогового маневра. Потери страны в нефтяной сфере за 2020 год оценивались в 1,5 млрд BYN.

Как бы то ни было, 19 сентября президент отверг пакет документов с прогнозом социально-экономического развития на 2020 год. В пакет Совмина входил и проект закона о бюджете-2020.

Лукашенко назвал планы правительства «недостаточно напряженными». По итогам совещания у главы государства премьер Румас не нашелся, что ответить журналистам о предстоящих правках. Он лишь предположил, что возможны некие корректировки размера бюджетного дефицита.

Примечательно, что бюджетная комиссия парламента в закрытом режиме работала с бюджетными документами с июня месяца. Таким образом, результаты работы этой комиссии фактически оказались перечеркнуты одним движением руки.

В начале октября спикер верхней палаты парламента Михаил Мясникович сообщил, что группа под его руководством подготовила предложения правительству. По словам Мясниковича, эти предложения помогут Совмину вписаться в требования президента о напряженном росте.

Конкретикой Мясникович не побаловал. Он заявил, что можно «за счет наращивания объемов экспорта и активизации инвестиционной деятельности» неким путем выйти на то, чего ждет от чиновников президент.

26 сентября Совмин впервые за несколько лет повысил лимит выдачи нерыночных кредитов — с 800 до 900 млн BYN. В октябре из пресс-релиза агентства S&P белорусы узнали, что директивное кредитование не будет прекращено в 2020 году. Практика выдачи нерыночных кредитов сохранится.

Отклоненный президентом бюджет не предусматривал значимой приватизации, роста доходов в реальном выражении и входил в противоречие с финансовой программой на 2019—2021 гг. Согласно финансовой программе бюджет должен был сохранять профицит в течение всех 3 лет ее действия.

Пока не до конца понятно, что сотворят с проектом бюджета до окончания осенней сессии парламента. В прошлом году, несмотря на длительную «доработку», депутаты рассматривали практически тот же документ, какой был на рубеже лета и осени.

Ясно лишь то, что перед выборами власти не последуют многим рекомендациям МВФ. В начале 2019-го эксперты МВФ посоветовали правительству в фискальной сфере «предпринять дополнительные меры по консолидации, распределенные в течение предстоящих 3 лет». Исходя из предложений Мясниковича, может быть сделано ровно противоположное. Ранее отказ от рекомендаций фонда приводил к кратной девальвации в 2011 году и девальвации в 2014-м.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-10-10


Новости по теме: