Курсы валют Нацбанка РБ
10 дек11 дек
1 USD 2,1159 2,1134 −0,0025
1 EUR 2,3409 2,3388 −0,0021
100 RUB 3,3194 3,3230 +0,0036
10 PLN 5,4667 5,4607 −0,0060

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
10 дек11 дек
USD 63,7244 63,5788 −0,1456
EUR 70,5047 70,3881 −0,1166
BYN 30,1198 30,1079 −0,0119
PLN 16,4697 16,4189 −0,0508

все курсы валют

Отсутствие реформ «убивает» суверенный рейтинг Беларуси

Вслед за Fitch плановую ревизию рейтинга Беларуси произвело агентство S&P. Оба агентства говорят о слабых перспективах страны без структурных реформ.

У Беларуси заключены договора на присвоение рейтингов только с 2 агентствами из так называемой «большой тройки». Исключение составляет Moody’s, соглашение с которым прекратило действие несколько лет назад. Аналитики Moody’s были и остаются гораздо более критичными к Беларуси, чем их коллеги из Fitch и S&P.

Суверенный рейтинг от Fitch обновлялся 28 июня, от S&P — 4 октября. Оба рейтинга равны «В» и имеют «стабильный» прогноз. Интересно, что находящаяся в состоянии вялотекущей войны Украина с осени имеет идентичные белорусским рейтинги с одинаковым прогнозом.

Чем вызван такой подход Fitch и S&P? Объяснение можно найти, если вчитаться в пресс-релизы агентств, в которых есть мотивировка присвоенных Беларуси оценок.

В июньском документе Fitch указано, что по их модели страна имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу «BB-». Этот рейтинг на 2 ступени выше, чем итоговый рейтинг от Fitch. Такой скоринговый балл наша страна имеет с января 2018 года.

Однако аналитики Fitch как минимум 3 года подряд вручную делают 2 понижающих поправки к автоматически высчитанному рейтингу. Во всех случаях поправки касаются макроэкономики и финансов.

Вот и в июне-2019 Fitch снял с Беларуси 1 балл за слабые перспективы роста ввиду плохой демографии и крупного низкоэффективного госсектора, еще 1 балл — за высокие потребности во внешнем финансировании, низкие ЗВР и зависимость от финансовой поддержки от России.

В октябре схожая ситуация сложилась с рейтингом от S&P. По модели агентства индикативный рейтинг Беларуси составил «В+« — на ступень выше, чем итоговый.

По мнению аналитиков S&P, потенциальное негативное влияние налогового маневра России неполно отражено в индикативном показателе. Поэтому финальный рейтинг оказался на ступень ниже индикатива.

Оценки потерь Беларуси от налогового маневра посчитаны правительством исходя из цены на нефть 60 USD за баррель. При отсутствии компенсаций негативное влияние налогового маневра будет эквивалентно 9 млрд USD (или 15% ВВП) до конца 2024 года. При этом доходы бюджета сократятся на 3 млрд USD, а прибыль Нафтана и Мозырского НПЗ снизится на 6 млрд USD.

Понятно, что потери можно перекрыть если не полностью, то частично за счет экономического роста. Но в отношении перспектив наращивания ВВП аналитики обоих агентств солидарны: без реформ возможен лишь анемичный рост на 2%, что ниже, чем в сопоставимых странах и меньше, чем в регионе. Хотя власти рисуют фантастические планы на 2020 год, в реальности Беларусь отстает от более развитых соседей, а не приближается к ним.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!

2019-10-08