Динамика экономик стран СНГ и Восточной Европы после 2013-го года
Реальный (физический, в сопоставимых ценах) рост ВВП — главный экономический показатель развития страны, и этой темой продолжится серия сравнений финансово-экономических изменений в странах Восточной Европы и СНГ после 2013-го года, ставшего «новым 1913-м» в экономической статистике.
Ранее были рассмотрены темы: курсы валют, потребительская инфляция, средняя зарплата в СНГ в долларовом эквиваленте и реальная, а также номинальный ВВП в $-эквиваленте и ВВП в долларах на душу населения стран СНГ и Восточной Европы: как все это изменилось после 2013-го по настоящее время — в каких странах показатели ухудшились, в каких — улучшились.
Наибольший в регионе реальный рост экономики за 5 лет после 2013-го года продемонстрировала Румыния, а в СНГ, соответствующей статистике которых можно доверять — Кыргызстан (Узбекистан и Таджикистан показывают большие, но не очень реальные темпы роста ВВП). В лидерах этого рейтинга находятся ещё Польша и Грузия.
А вот четверка стран — аутсайдеров, где экономический результат за период 2013–18 гг. оказался наихудшим, вся состоит из стран СНГ: Украина, Беларусь, Азербайджан и Россия.
Падение экономики Украины произошло из-за катастрофических событий 2014–15 гг., которые сопровождались выводом значительного объема финансового капитала из банковской системы, в том числе населением, а значит — сильнейшим сокращением инвестиций, нарушением экономических взаимосвязей после отторжения Крыма и части промышленного региона Донбасса, снижением внутреннего спроса, закрытием Россией своего рынка для многих украинских товаров.
Незначительный итоговый за 5 лет прирост экономики Азербайджана и России объясняется сильным снижением цен на нефть, от чего особенно пострадал Азербайджан, как наиболее зависимый от экспорта углеводородов, а в случае России — еще и западными санкциями.
Завязанная на сильно сокративший свою импортоемкость рынок России после падения нефтегазовых доходов и девальвации Rr-рубля, экономика Беларуси не могла не впасть в рецессию на этом фоне: цепной индекс ВВП за 5 лет у Беларуси всего лишь +0,7%.

Динамика экономики (реального ВВП) некоторых стран СНГ и Восточной Европы за период после 2013-го года — на диаграмме, где ВВП 2013-го принят за «0».

Как видим, восточноевропейские страны никак не пострадали ни от украинского фактора, ни от обвала нефтяных цен, ни от «контрсанкций» России в отношении их — экономика Восточной Европы безостановочно росла.
Экономика России вернулась к уровню 2013-го года в середине 2017-го после ухода «в минус» в самом начале 2016-го, а экономика Беларуси вышла «в ноль» только в III квартале 2018-го после падения ниже уровня 2013-го в конце 2015-го года.
Украинская же экономика после 2,5 лет падения опустилась «на дно» в середине 2016-го, после чего начался ее подъем, но очень медленный, недостаточный для восстановительного роста. И с такими темпами роста выход на уровень 2013-го ожидается лишь через 4–5 лет.
Подписывайтесь на banki24