Начатая с курсов валют и долларовых зарплат серия сравнительных изменений в странах СНГ и Восточной Европы после 2013-го года, ставшего для нашего региона «новым 1913-м годом» в экономической статистике, на этот раз продолжится рейтингом инфляции – как изменились, в целом, цены на потребительском рынке этих стран.
В новейшей истории региона СНГ и Восточной Европы 2013-й год стал рубиконом устоявшейся, стабильной на то время, геополитической и финансово-экономической обстановки, после которого произошли серьезные события и последовавшие за ними существенные изменения, оказавшие сильнейшее влияние на дальнейшее развитие не только этого региона, но и повлиявшие на ход глобальных процессов, в том числе на мировую экономику. Все это явилось следствием событий в Украине, участия России в них и реакции Запада на происходящее.
Боевые действия на востоке Украины при всеобъемлющей, включая военную, поддержке Россией сепаратистов и кардинальное ухудшение украино-российских отношений привели к дестабилизации ситуации в этой части СНГ. А введенные за аннексию Крыма и оккупацию части Донбасса западные санкции против России, как и ответные российские контрсанкции, ослабили финансово-экономическое взаимодействие по линии Запад-Россия, усилили цивилизационное противостояние. Все это сказалось на экономике и финансах стран СНГ и Восточной Европы.
Таким образом, 2013-й, можно сказать «довоенный», год стал, по сути, аналогом настоящего довоенного 1913-го года в советской экономической историографии, где различные показатели советских пятилеток сравнивались с показателями 1913-го – года пикового, на то время, развития страны. На это раз все будем сравнивать с 2013-м.
Из финансово-экономических изменений глобального характера, произошедших после 2013-го года, главные – стратегическое укрепление $-доллара и сильнейшее падение цен на нефть. Это отразилось на динамике валют СНГ и Европы. Коренным образом – на сырьевых валютах нефтегазовых государств СНГ и валютах экономически связанных с ними государств. Все это сильно сказалось и на инфляционных процессах в этих странах.
В Беларуси за период с конца 2013-го по май 2019-го, цены на потребительском рынке выросли, официально, на 63,8%. Это второй по величине в СНГ и Восточной Европе индекс накопленной за 5 с лишним лет инфляции: лишь в Украине рост цен составил больший процент (на 162% или в 2,62 раз).
А наименьшая инфляция была в европейских государствах: все они – в верхней части рейтинга стабильности цен. Когда как весь СНГ – в нижней. Самый маленький процент роста цен в СНГ за период с 2013-го – в Армении.
И именно в Армении с 2013-го года меньше, чем в остальных государствах СНГ, и даже чем в большинстве стран Европы, вырос курс доллара – на 18,4%, то есть оказалась наименьшей девальвация национальной валюты.
Наибольшая же девальвация в регионе за эти 5 лет – снова в Украине: доллар подорожал в 3,31 раз. В Беларуси – в 2,20 раз: Беларусь – 3-я, после Казахстана, страна в рейтинге падения национальной валюты с 2013-го года.
Из восточноевропейских стран больше остальных ослабли к доллару нацвалюты Венгрии, Румынии и Польши, но к евро – незначительно. Сам евро, находящийся в обращении в нескольких странах Восточной Европы, снизился к доллару с конца 2013-го по май 2019-го на 23,7%. А наиболее крепкой оказалась валюта Албании, а в ЕС – Чехии.
Соотнеся процент накопленной с 2013-го года потребительской инфляции с процентом роста курса доллара за этот же период (процентом девальвации национальной валюты к доллару), получим индекс долларовых цен – насколько изменились с 2013-го года цены на потребительском рынке страны в долларовом эквиваленте.
И если процент инфляции превысил процент девальвации, то в стране цены в долларах выросли – долларовая инфляция, а если процент, на который, в целом, выросли цены, меньше процента, на который вырос доллар в стране, означает, что в стране долларовые цены снизились – долларовая дефляция.
За период с 2013-го года в СНГ и Восточной Европе процент инфляции превысил процент девальвации только в 1 стране – в Албании: только там долларовые цены за эти 5 с лишним лет выросли в целом на потребительском рынке товаров и услуг. Во всех остальных странах $-цены упали, создав $-дефляцию.
Наименьшая $-дефляция за период с 2013-го оказалась в Молдове, а из восточноевропейских стран – в Чехии.
В Беларуси: цены за эти 5 с лишним лет выросли в стране на 63,8%, а доллар подорожал на 120% (в 2,20 раз), что означает падение долларовых цен с 2013-го года на 25,7%. Это – пятая по величине $-дефляция в регионе.
А наибольшее падение $-цен с 2013-го по май 2019-го – в Казахстане, где девальвация была второй по величине после украинской. Но в Украине, стране с самым большим в регионе ростом курса доллара с 2013-го (в 3,31 раз), цены уже успели подрасти (в 2,62 раз), и итоговая за прошедшие годы $-дефляция оказалась уже меньше, чем в 6-и странах СНГ.
Хотя в 2014-15 гг., в самые девальвационные годы Украины, долларовые цены, в целом, упали с предкризисного довоенного уровня там больше всего, но затем стали инфляционно восстанавливаться (а по многим позициям – и расти свыше уровня 2013-го: например, на природный газ и услуги ЖКХ) – очень быстро.
Похожая динамика – падения долларовых цен в 2014-16 гг. и дальнейшего их восстановления инфляцией в 2016-18 гг. – была во всех странах, но с различными глубиной падения и высотой последующего восстановления.
Динамика долларовых цен в Беларуси близка к таковой в России, что частично объясняется похожей динамикой курса доллара в этих странах: Br-рубль ориентируется (особенно в последнее время) на Rr-рубль, который входит в валютную корзину Нацбанка РБ с долей в 50%.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!