Все предыдущие попытки чиновников накачать зарплаты искусственным путем заканчивались жесточайшим кризисом. Что белорусы увидят уже в 2019 году?
Во вторник глава государства провел совещание по вопросам развития регионов Беларуси. На совещание была приглашена вся верхушка правительства, парламента, администрации президента, Совбеза, Управления делами президента, Комитета госконтроля, руководители областей и Минска, помощники президента в регионах.
Одним из центральных вопросов совещания стало состояние рынка труда и уровень зарплат в провинции. Глава государства констатировал, что «не выполняются требования по росту заработной платы».
По информации президента, «в 2018 году только 10 из 128 районов и городов имели зарплату выше средней по стране», а за январь и февраль
Ответы чиновников на вопросы и требования президента госСМИ и
В самом деле, для Беларуси характерен большой разрыв по зарплатам между Минском и регионами, богатыми и бедными, а также в зависимости от рода занятий. В том числе
Как свидетельствуют данные по медианной зарплате, абсолютное большинство населения не получает среднюю зарплату, которую ежемесячно публикует Белстат. Но это нормальное явление, поскольку равенство средней и медианной зарплаты значит полную уравниловку в обществе — такого не было даже в СССР.
А ненормально в динамике зарплат то, что доходы богатых растут быстрее, чем заработки бедных. Это говорит о растущем расслоении общества. При этом расслоение идет по разным осям: Минск — провинция, айтишники — бюджетники
Если у солигорских шахтеров и речицких нефтяников зарплаты давно оторвались от средней по стране, то в сельских районах без крупной промышленности многие выживают на 300 BYN в месяц. В Беларуси есть немало семей, где взрослые не могут себе позволить отложить на «черный день» даже 100 BYN.
В особенно тяжелом положении находятся многодетные семьи в сельской местности. Значительная доля таких семей перебивается на грани нищеты и тратит на еду почти все свои скромные доходы. Неудивительно, что такие люди не ощущают улучшение собственного материального положения, как это происходит у остальных белорусов. Поэтому в 2019 году правительство нацелено на повышение жизненного уровня низкооплачиваемых категорий населения.
Так может быть действительно довести задания по росту зарплат вплоть до каждого казенного предприятия? Тем более, что на уровень городов и районов они уже давно спускаются.
К сожалению, даже имеющийся уровень зарплат (один из самых низких в Европе) — это практически максимум того, что можно выжать из белорусской экономики без проведения реформ. В 2010 году и в
Одним из первых превышение зарплатой равновесного уровня ощущает валютный рынок. Самый свежий пример: после накачки зарплат в декабре 2018 года Нацбанк целый месяц не мог пробиться на биржевые торги для покупки валюты. Как только волна ручного повышения зарплат схлынула, ситуация на валютном рынке стабилизировалась.
На опережающий рост зарплаты, как фактор возможной дестабилизации, Нацбанк ссылался еще в 2018 году. В последний раз внимание на бурном росте доходов было заострено в мартовском выступлении зампреда правления НБРБ перед депутатами.
В целом, правительству сейчас не позавидуешь. С одной стороны, на него давит высшее руководство страны и требует повышения благосостояния граждан без ломки системы. С другой стороны, текущий уровень зарплат едва позволяет властям покупать валюту для поддержания уровня ЗВР.
К тому же, несмотря на постепенную дедолларизацию, белорусы
Резкое изъятие «горячей» валюты из системы способно вызвать кризис ликвидности во всей банковской системе. Понятное дело, что пожар у банков придется тушить регулятору. Но запас прочности самого НБРБ сегодня существенно ограничен.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!