Курсы валют Нацбанка РБ
21 июн22 июн
1 USD 3,1764 3,1764 0,0000
1 EUR 3,4043 3,4043 0,0000
100 RUB 3,7577 3,7577 0,0000
10 CNY 4,3291 4,3291 0,0000
10 PLN 7,8780 7,8780 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 июн22 июн
USD 85,4176 87,9595 +2,5419
EUR 91,4543 94,2606 +2,8063
BYN 26,8913 27,2683 +0,3770
CNY 11,5185 12,0455 +0,5270
PLN 21,1718 21,7039 +0,5321

все курсы валют

Трехлетняя финансовая программа устарела еще до публикации?

Правительство Беларуси утвердило финансовую программу на 2019—2021 гг. Некоторые СМИ искали в ней ответы на важные экономические вопросы. А стоило ли?

Среднесрочная финансовая программа разрабатывается согласно Бюджетному кодексу Беларуси. Она принимается на 3 года, причем базой для формирования программы является бюджет на текущий год.

Каждый год власти корректируют трехлетнюю финансовую программу с учетом фактической обстановки в экономике и уточнения прогнозов на ближайший период. После корректировки программы плановый период сдвигается на год вперед. Например, первая финансовая программа была принята на 2017—2019 гг., вторая — на 2018—2020 гг., а третья (актуальная) — на 2019—2021 гг.

Из года в год в тексты постановлений Совмина о финансовой программе кочуют отдельные положения. Так, белорусское правительство желает исполнять не менее 25% обязательств по погашению госдолга за счет недолговых источников. Кроме того, во всех постановлениях есть обязательство по ограничению налоговой нагрузки на уровне не выше 26% от ВВП.

Чиновники постоянно прописывают в документ положение о сохранении нормативов отчислений от республиканских налогов в бюджеты всех уровней. Методом копипаста у властей идет обеспечение сбалансированности бюджетов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита (профицита).

В двух программах есть пункт об ограничении расходов республиканского бюджета для формирования профицита. Этот бюджетный профицит нужен, чтобы погасить часть госдолга в текущем году.

Из относительно нового в финансовой программе на 2019—2021 гг. можно выделить разве что пункт о снижении объемов бюджетной господдержки реального сектора. Власти хотят сокращать поддержку за счет бюджета не менее чем на 10% в 2019—2020 гг. Правда, по факту такая же задача ставилась и на 2018 год. Просто она не попала в предыдущую версию трехлетней программы.

Но самое главное, за что уцепились многие СМИ, — это прогнозы ВВП, инфляции, курсов валют, ставки рефинансирования и цен на нефть. Вот только в чем закавыка: все эти оценки властей были известны еще в 2018 году. Их довели до населения при подготовке проекта бюджета на 2019 год.

Формально бюджет на 2019 год был принят под самый занавес осенне-зимней сессии парламента. Но реально проект бюджета оставался практически без изменений еще с августа 2018 года.

Иными словами, в основу бюджета на 2019 год и финансовой программы на 2019—2021 гг. легли те расчетные показатели, которые власти получили летом 2018 года. Из-за многочисленных согласований подготовка проекта бюджета — процесс очень небыстрый. По сути, в финансовую программу заложены расчеты примерно 9-месячной давности. Сами понимаете, что теперь эти выкладки во многом утеряли свою актуальность и рассматривать их можно как минимальную точку опоры в системе «пол — палец — потолок».

Естественно, Нацбанк, Минфин и Минэкономики актуализируют свои оперативные прогнозы и сверяют их с оценками других ведомств. Однако в силу специфики системы госуправления Беларуси эти цифры почти всегда доступны лишь узкому кругу лиц, принимающих решения.

Будет написана новая финансовая программа на 2020—2022 гг. — для широкой публики нарисуют иные показатели. И «свежесть» расчетных показателей останется весьма относительной.

{cсоцсети}

2019-03-13


Новости по теме: