Курсы валют Нацбанка РБ
20 мар21 мар
1 USD 2,1064 2,1057 −0,0007
1 EUR 2,3903 2,3894 −0,0009
100 RUB 3,2768 3,2756 −0,0012
10 PLN 5,5702 5,5759 +0,0057

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
20 мар21 мар
USD 64,3167 64,2803 −0,0364
EUR 72,9995 72,9389 −0,0606
BYN 30,5557 30,5413 −0,0144
PLN 17,0335 17,0162 −0,0173

все курсы валют

Трехлетняя финансовая программа устарела еще до публикации?

Правительство Беларуси утвердило финансовую программу на 2019—2021 гг. Некоторые СМИ искали в ней ответы на важные экономические вопросы. А стоило ли?

Среднесрочная финансовая программа разрабатывается согласно Бюджетному кодексу Беларуси. Она принимается на 3 года, причем базой для формирования программы является бюджет на текущий год.

Каждый год власти корректируют трехлетнюю финансовую программу с учетом фактической обстановки в экономике и уточнения прогнозов на ближайший период. После корректировки программы плановый период сдвигается на год вперед. Например, первая финансовая программа была принята на 2017—2019 гг., вторая — на 2018—2020 гг., а третья (актуальная) — на 2019—2021 гг.

Из года в год в тексты постановлений Совмина о финансовой программе кочуют отдельные положения. Так, белорусское правительство желает исполнять не менее 25% обязательств по погашению госдолга за счет недолговых источников. Кроме того, во всех постановлениях есть обязательство по ограничению налоговой нагрузки на уровне не выше 26% от ВВП.

Чиновники постоянно прописывают в документ положение о сохранении нормативов отчислений от республиканских налогов в бюджеты всех уровней. Методом копипаста у властей идет обеспечение сбалансированности бюджетов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита (профицита).

В двух программах есть пункт об ограничении расходов республиканского бюджета для формирования профицита. Этот бюджетный профицит нужен, чтобы погасить часть госдолга в текущем году.

Из относительно нового в финансовой программе на 2019—2021 гг. можно выделить разве что пункт о снижении объемов бюджетной господдержки реального сектора. Власти хотят сокращать поддержку за счет бюджета не менее чем на 10% в 2019—2020 гг. Правда, по факту такая же задача ставилась и на 2018 год. Просто она не попала в предыдущую версию трехлетней программы.

Но самое главное, за что уцепились многие СМИ, — это прогнозы ВВП, инфляции, курсов валют, ставки рефинансирования и цен на нефть. Вот только в чем закавыка: все эти оценки властей были известны еще в 2018 году. Их довели до населения при подготовке проекта бюджета на 2019 год.

Формально бюджет на 2019 год был принят под самый занавес осенне-зимней сессии парламента. Но реально проект бюджета оставался практически без изменений еще с августа 2018 года.

Иными словами, в основу бюджета на 2019 год и финансовой программы на 2019—2021 гг. легли те расчетные показатели, которые власти получили летом 2018 года. Из-за многочисленных согласований подготовка проекта бюджета — процесс очень небыстрый. По сути, в финансовую программу заложены расчеты примерно 9-месячной давности. Сами понимаете, что теперь эти выкладки во многом утеряли свою актуальность и рассматривать их можно как минимальную точку опоры в системе «пол — палец — потолок».

Естественно, Нацбанк, Минфин и Минэкономики актуализируют свои оперативные прогнозы и сверяют их с оценками других ведомств. Однако в силу специфики системы госуправления Беларуси эти цифры почти всегда доступны лишь узкому кругу лиц, принимающих решения.

Будет написана новая финансовая программа на 2020—2022 гг. — для широкой публики нарисуют иные показатели. И «свежесть» расчетных показателей останется весьма относительной.

{cсоцсети}

2019-03-13