Банковская система Беларуси стала меньше (инфографика)
После того как в декабре 2018-го года пассивы и активы банковской системы Беларуси резко выросли, достигнув своего исторического максимума в текущем номинальном Br-рублевом выражении, в январе 2019-го они почти так же резко упали.
В долларовом эквиваленте банковская система Беларуси за декабрь увеличилась на $1 млрд, а за январь уменьшилась почти на $0,5 млрд. Похожее было и год назад, на стыке 2017-го
2018-го: декабрьское заимствование сменилось январским возвратом, но на этот раз суммы изменений намного больше.
Пассивы банковской системы
Пассивы банковской системы — это ресурсная база банков, из которой они черпают средства для кредитования реального сектора экономики. Это может быть собственный капитал, но, главным образом, это капитал заемный: национальные и иностранные деньги юридических и физических лиц, отечественной и зарубежной юрисдикции, размещенные на банковских депозитах, а также кредитные средства, как из-за рубежа (включая финансирование материнскими банками), так и рефинансированием Национальным банком.
На конец января 2019-го года в структуре пассивов наибольший удельный вес имеют средства физических лиц на банковских депозитах всех видов — это треть всей ресурсной базы. А счета субъектов хозяйствования — это менее четверти всех пассивов. Значимую долю пассивов занимают средства нерезидентов — как в виде размещенных в белорусских банках депозитов, так и выданных белорусским банкам в кредит. Собственных же средств банков в системе — только седьмая часть, в которой тоже есть деньги нерезидентов в виде вклада в уставный фонд банков.
Активы банковской системы
Активы банковской системы — это материальные (основные средства — здания, помещения, авто, оборудование и т. п.) и нематериальные объекты в виде различных требований к контрагентам: по выданным им кредитам и пр. ссудам, в т. ч. за границу, по размещенным у них своих средств (депозиты в других банках, в т. ч. иностранных), по приобретенным эмитированных ими акциям и облигациям (банковских, государственных и др., отечественных и иностранных), а также наличные деньги, что есть обязательства центральных банков — отечественного (Br-рубли) и заграничных (иностранная валюта).
Более половины активов банков Беларуси 2-го уровня сейчас — это кредиты субъектам хозяйствования, а второй по размеру актив — кредитная задолженность населения. Значительны еще требования к органам госуправления (напр., облигации Минфина, других гос. эмитентов, кредиты) и к Национальному банку: деньги, которые банки зарезервировали у него, облигации Нацбанка (Br-рублевые и инвалютные), а также просто Br-рубли (на счетах и наличные). Активы в виде наличной иностранной валюты, кредитов за границу и денег, лежащих на депозитах за границей, выкупленных иностранных облигаций, все это — требования к нерезидентам — составляют небольшую долю. А основные средства банков — вообще мизерную.
Изменение пассивов и активов банковской системы
Размер банковской системы Беларуси (в Br-рублях) пошел в рост с 2017-го, а с августа 2018-го прирост заметно ускорился. В декабре 2018-го зафиксирован резкий всплеск объема, и он стал исторически максимальным. Но в отчетном январе объем пассивов/активов банков снизился.
И в долларовом эквиваленте размер банковской системы последние 3 года показывает тенденцию роста, чему способствует курсовая стабильность Br-рубля: доллар в Беларуси сейчас даже дешевле, чем был 3 года назад, сразу после девальвации. Но после декабрьского всплеска пассивов и активов на $1 млрд, в январе произошло их падение почти на $0,5 млрд. Похожая динамика была и на стыке 2017-го и 2018-го гг.
Структурные изменения пассивов и активов банковской системы
Январское уменьшение пассивов произошло в большинстве их составляющих, где наибольшее — возврат средств Национальному банку и снижение кредитной задолженности субъектов хозяйствования. Приросли только сумма средств органов государственного управления в банков, немного — собственный капитал и чуть-чуть прочего.
А вот падение активов в январе случилось, в основном, из-за уменьшения объема требований к нерезидентам: в банковской системе стало меньше иностранной валюты. Вырос же объем кредитной задолженности населения.
Банки на 80% сократили сумму средств Нацбанка в своей ресурсной базе. А падение требований к нерезидентам стало наибольшим и в относительном, в процентах, выражении.
Динамика размера банковской системы
Номинальный размер банковской системы Беларуси на конец января 2019-го года — Br72,481 млрд. Месяц назад, в конце 2018-го, был его исторический максимум в Br-рублях. Январское падение привело всего лишь к тому, что нынешний объем пассивов и активов стал вторым по величине в Br-рублях после того декабрьского рекорда.
Удельный вес активов в иностранной валюте — высокий, более половины, хотя и падает последние 3 года, но до низкого уровня долларизации 2006–10 гг. еще очень далеко. Как и до высокого уровня долларизации 2016-го.
С учетом инфляции (применив официальный индекс от Белстата), реальный максимум, в сопоставимой ценности Br-рубля, был в начале 2016-го, когда на волне девальвации иностранная доля активов (а она тогда была велика) выросла в Br-эквиваленте и номинально и реально. Похожее было в 2011-м, также благодаря девальвационному росту инвалютной части активов. Реальный максимум начала 2016-го не будет преодолен и в 2019-м.
В долларовом эквиваленте размер банковской системы Беларуси уже более 3-х лет находится в пределах $32–34 млрд, упав с почти $43-х млрд в течение кризисного 2015-го. В конце 2018-го года $-эквивалент перевалил за $34 млрд, став рекордным с осени 2015-го, но январское падение пассивов и активов вернуло $-размер снова ниже $34 млрд. Исторически же максимальная долларовая величина — немного меньше $45 млрд — был перед самой девальвацией 2011-го.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!