Итоги 2018-го. Как изменился внешний инвалютный баланс банковской системы Беларуси (инфографика)
В 2018-м году разница между суммой внешних финансовых активов банковской системы Беларуси в иностранной валюте — инвалютных требований к нерезидентам, и объемом внешних финансовых пассивов в иностранной же валюте — инвалютных обязательств перед нерезидентами, увеличила свое плюсовое значение: чистые внешние активы в иностранной валюте выросли за год на $523 млн (+16,1%) и составили в конце 2018-го $+3,768 млрд.
То есть, банковская система Беларуси по итогам 2018-го улучшила свой внешний инвалютный баланс. Одним из факторов этого стал положительный результат внешней торговли.
Внешние активы в иностранной валюте (инвалютные требования к нерезидентам)
На конец 2018-го года объем имеющихся в банковской системе Беларуси (с Национальным банком) иностранных активов и требований, не несущих внутрибелорусскую нагрузку инвалютными обязательствами — «требований к нерезидентам», состоящих из запасов золота, наличной иностранной валюты, депозитов в иностранной валюте, размещенных у нерезидентов, инвалютных ценных бумаг нерезидентов, кредитов нерезидентам в иностранной валюте, СДР МВФ и прочих активов в иностранной валюте, составил $9,315 млрд.
Из них требований к нерезидентам в иностранной валюте у Национального банка — $7,030 млрд (включают ЗВР), а у банков 2-го уровня (системы коммерческих банков) — $2,285 млрд. Это, соответственно, 75,5% и 24,5%.
За год их стало больше на $602 млн (на 6,9%). При этом у Нацбанка объем таких активов уменьшился на $81 млн (-1,1%), а у коммерческих банков увеличился на $683 млн (+42,6%): внешние инвалютные требования банковской системы Беларуси выросли в 2018-м благодаря сильному их приросту у банков 2-го уровня. Особенно в декабре.
Максимум требований к нерезидентам в иностранной валюте у банковской системы Беларуси был в конце 2011-го — 2012-м после продажи оставшихся 50% Белтрансгаза Газпрому, возвращения инвалюты в банки после увода их в кризис 2011-го, большому объему депонирования населением собственной инвалюты на соответствующие вклады и значительному заимствованию банками денег из-за рубежа.
Внешние пассивы в иностранной валюте (инвалютные обязательства перед нерезидентами)
Внешних, перед нерезидентами, обязательств белорусской банковской системы в иностранной валюте на конец 2018-го — $5,547 млрд. В эту сумму входят задолженность банков Беларуси (включая Национальный) по кредитам в иностранной валюте от нерезидентов, инвалютные депозиты нерезидентов в банках Беларуси, ценные бумаги наших банков в иностранной валюте «на руках» у нерезидентов и прочие инвалютные внешние обязательства.
Из них инвалютных обязательств перед нерезидентами со стороны Национального банка — $792 млн, а банков 2-го уровня — $4,756 млрд. Соотношение удельных весов — 14,3% и 85,7% соответственно.
За 2018-й год сумма внешних обязательств банковской системы Беларуси в иностранной валюте увеличилась на $80 млн (+1,5%). При этом у Национального банка их стало меньше на $316 млн (-28,6%), зато у коммерческих — на $396 млн больше (+9,1%): Нацбанк погасил часть своих инвалютных обязательств перед нерезидентами, а вот банки 2-го уровня, наоборот, привлекли в страну деньги из-за рубежа. Главным образом — в декабре.
До этого в течение нескольких лет сумма внешней инвалютной задолженности сокращалась — набранные раньше долги погашались. Это одна из причин указанного выше падения инвалютных требований к нерезидентам.
Чистые внешние активы в иностранной валюте (внешний инвалютный баланс)
Чистые инвалютные иностранные активы банковской системы Беларуси — разница между суммами инвалютных требований к нерезидентам ($9,315 млрд) и обязательств перед ними в иностранной же валюте ($5,547 млрд), то есть, внешний инвалютный баланс на конец 2018-го составил $+3,768 млрд. За год ситуация улучшилась: чистых внешних инвалютных активов стало больше на $523 млн (на 16,1%).
В 2013–15 гг. был значительный минусовой дисбаланс: внешние инвалютные обязательства превышали внешние иностранные инвалютные активы на миллиарды долларов, что было результатом как усиленного заимствования за рубежом с последующим инвалютным кредитованием отечественной экономики, так и развитием кризисных явлений в валютно-финансовой сфере, приведшим к девальвации Br-рубля.
Плюсовые чистые иностранные активы Национального банка ($+6,238 млрд на конец 2018-го) выросли за год на $236 млн (+3,9%), а минусовые чистые инвалютные иностранные активы банков 2-го уровня ($-2,471 млрд) за год стали меньше на $287 млн (на 10,4%). То есть улучшение произошло и там и там. Итог — положительный эффект в сумме $523 млн за год.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!