Итоги 2018-го. Активы банковской системы Беларуси: размер и динамика (инфографика)
Активы банковской системы Беларуси в 2018-м обновили свой исторический размер, резко прибавив в декабре, но лишь номинально, в белорусских рублях. В реальном же выражении, с учетом покупательной способности Br-рубля, максимум не достигнут, а уж в долларовом выражении — тем более: в $-эквиваленте они в последние три года прирастают очень медленно. Хотя декабрьский 2018-го года «всплеск», вызванный сильнейшим приростом инвалютных требований к нерезидентам, позволил $-эквиваленту выйти на уровень осени 2015-го. Удельный вес активов в иностранной валюте составляет более половины всех банковских активов (без Национального банка).
Активы банковской системы — это материальные (основные средства — здания, помещения, авто, оборудование и т. п.) и нематериальные объекты в виде различных требований к контрагентам: по выданным им кредитам и пр. ссудам, в т. ч. за границу, по размещенным у них своих средств (депозиты в других банках, в т. ч. иностранных), по приобретенным эмитированных ими акциям и облигациям (банковских, государственных и др., отечественных и иностранных), а также чисто деньги, которые являются обязательствами центральных банков, отечественного (Br-рубли) и заграничных (иностранная валюта).
В Беларуси половина банковских активов (без учета Национального банка) — это кредиты субъектам экономики, а второй по размеру актив — кредиты населению. Большая доля еще — требования к органам госуправления (напр., облигации Минфина, а также других гос. эмитентов, и кредиты) и к Национальному банку: деньги, которые банки зарезервировали у него, облигации Нацбанка (Br-рублевые и инвалютные), а также просто Br-рубли (на счетах и наличные). Активы в виде наличной иностранной валюты, кредитов за границу и денег, лежащих на депозитах за границей, выкупленных иностранных облигаций, все это — требования к нерезидентам — составляют небольшую долю. А основные средства банков — вообще мизерную.
В Br-рублевом эквиваленте размер активов пошел в активный рост с 2017-го, а с августа 2018-го прирост заметно ускорился. В декабре же зафиксирован резкий всплеск объема. В долларовом эквиваленте тоже идет прирост, но медленный. Хотя декабрьский всплеск — значительный, сразу на $1 млрд за месяц.
Если посмотреть на динамику активов в структурном разрезе, то наибольший номинальный, в Br-рублях, прирост активов за год создан ускорением кредитования реального сектора: субъектов хозяйствования и физических лиц, но в декабре 2018-го главная роль в всплеске размера активов — у сектора «требования к нерезидентам»: рост на сотни миллионов долларов депозитов на счетах нерезидентов и кредитов нерезидентам.
Особенно хорошо видна «эпичность» декабрьского роста в секторе требований к нерезидентам в относительной динамике — в процентах. За год она выросла, в Br-эквиваленте, более чем наполовину, но только за декабрь — на 43,3%. При этом девальвационное наполнение этого роста — совсем небольшое: доллар за 2018-й год подорожал в Беларуси на 9,5%, а за декабрь — лишь на 1,3%. То есть основное в этом секторе — физический прирост активов средствами в иностранной валюте.
Номинальная величина активов банковской системы Беларуси в Br-эквиваленте на конец 2018-го — Br73,706 млрд — исторически рекордная. Удельный вес активов в иностранной валюте высокий, более половины, хотя и падает последние 3 года, но до низкого уровня долларизации 2006–10 гг. еще очень далеко. Мало того, в декабре 2018-го вследствие сильного роста требований к нерезидентам, доля инвалюты в активах выросла до максимального за 8 месяцев значения — 55,1%.
В реальном выражении, по покупательной способности, сегодняшний объем активов не является максимальным. С учетом инфляции (применив официальный индекс от Белстата), реальный максимум, в сопоставимой ценности Br-рубля, был в начале 2016-го, когда на волне девальвации иностранная доля активов (а она тогда была велика) выросла в Br-эквиваленте и номинально и реально. Похожее было в 2011-м, также благодаря девальвационному росту инвалютной части активов (к слову, только лишь декабрьский объем 2018-го превысил тогдашний, 2011-го, краткосрочный реальный рекорд). Реальный максимум начала 2016-го может быть не преодолен и в 2019-м.
В долларовом эквиваленте размер банковской системы Беларуси вот уже более 3-х лет как находится в пределах $32–34 млрд, упав с почти $40-х млрд в течение кризисного 2015-го. Но под конец декабря 2018-го $-эквивалент перевалил за $34 млрд, став рекордным с осени 2015-го. Исторически же максимальная долларовая величина — немного меньше $45 млрд — была зафиксирована перед самой девальвацией 2011-го.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!