К 2018 году после череды модернизаций и кризисов госпредприятия растеряли свои оборотные средства. В итоге казенные фабрики и заводы попали в кредитную кабалу.
Данные официальной статистики говорят о жесточайшем дефиците оборотки у ряда крупнейших предприятий Беларуси. В силу специфики белорусской экономики эти предприятия в большинстве своем находятся в госсобственности. Яркие примеры критической закредитованности — это деревообработка,
В целом по стране свыше 40% крупных и средних предприятий имеют дефицит собственных оборотных средств либо вообще лишены их. В Минской области таких
Совокупные долги по кредитам и займам у отчитывающихся компаний превышают 73 млрд BYN и уменьшаться в ближайшем будущем не будут. При этом госсектор концентрирует более 85% «плохой» задолженности.
Трудности госсектора вполне закономерны: казенные предприятия несут огромные убытки, им нечем расплачиваться по долгам. Поэтому попытки хотя бы временной стабилизации положения госпредприятий все чаще выходят на уровень президента.
Дополнительно ситуацию усложняют запреты на экспорт продукции из Беларуси в Россию. Если вопрос доступа на российский рынок так и не будет решен в ближайшие месяцы, то для белорусского АПК наступят черные дни.
Нерешенная проблема с «мусорными» долгами госсектора хорошо видна по качеству активов белорусских банков. Именно госбанки лидируют в печальном рейтинге по доле необслуживаемых кредитов и займов. Причем, если частники и иностранцы уже выходят на докризисные показатели эффективности, то казенные банки качество активов практически не наращивают.
На сегодня госбанки являются драйвером роста необслуживаемых активов внутри системы. К 1 ноября объем «плохих» активов у белорусских банков подскочил до 2,6 млрд BYN, хотя еще 1 мая был равен 1,7 млрд BYN.
Ухудшились и относительные показатели: удельный вес необслуживаемых активов у банков Беларуси за 6 месяцев вырос с 3,5% до 4,9%. Списания, рассрочки и отсрочки у госпредприятий лишь оттормаживают рост токсичных активов, но не прекращают его.
Разница в работе частников и казенных предприятий заметна по динамике просроченных и пролонгированных кредитов. С начала 2018 года у частников долг по таким кредитам у частников сократился с 702 до 442 млн BYN, а у госов вырос с 718 до 1 175 млн BYN. Судя по последним предложениям правительства, проблемы полуживых госпредприятий власти хотят решить без активного вмешательства — путем медленного отмирания неэффективного госсектора.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!