Нацбанк наконец опубликовал новый отчет об устойчивости банковского сектора. Печальные данные по госбанкам хорошо отражают отсутствие реформ в Беларуси.
Отчет об устойчивости банковского сектора НБРБ публикует только раз в квартал. Между публикациями отчетов регулятор открывает публике лишь общие цифры по системе в целом.
Известно, что агрегированная статистика помогает властям страны ретушировать негативные тенденции, так как все результаты смешиваются в одном котле. Так происходит и с показателями деятельности банков.
Яркий пример: рентабельность активов и капитала в банковском секторе. Рентабельность активов — это отношение прибыли банка за некоторый период к среднему размеру активов в том же периоде. Рентабельность капитала — соотношение прибыли и капитала банка.
Так вот, в целом рентабельность активов и капитала системы растут. На 1 октября 2018 года рентабельность активов до выплаты налогов составила 2,01%, годом ранее — 1,87%, рентабельность капитала — 13,54% и 13,09% соответственно.
Однако в разрезе форм собственности банков изменения в рентабельности имеют противоположные направления. Пока частные банки и банки с иностранным капиталом пользуются восстановительным ростом в экономике и наращивают рентабельность, госбанки допускают ее падение.
Характерно, что госбанки и так имеют худшие показатели по рентабельности. Это значит, что разрыв в эффективности между государством и частным сектором только увеличивается. Очистка госбанков от проблемных активов тормозит увеличение разрыва, но не ликвидирует его.
Рентабельность активов госбанков упала с 1,24% до 1,10%, рентабельность капитала — с 8,77% до 7,49%. Для сравнения: у частных банков рентабельность активов составила 4,47%, рентабельность капитала — 24,38%.
Весной власти поменяли методику расчета качества банковских активов. Вместо «проблемных» активов банки с подачи регулятора стали присылать данные о «необслуживаемых». Сопоставимость с прежними показателями была полностью утрачена. Поэтому некоторое время нельзя было судить о реальном изменении качества активов.
Теперь же возможность сопоставлений по группам банков появилась. Оказалось, что рост доли необслуживаемых активов произошел за счет госбанков. Удельный вес «мусора» у госбанков мало того, что был самым высоким, так еще и увеличился — с 4,03% до 4,87% (при среднем по системе 4,13%). Необслуживаемые активы частных банков и банков с иностранным капиталом составили 2,55% и 3,08%.
В деньгах необслуживаемые активы госбанков возросли с 1 353 до 1 728 млн BYN. Госбанки концентрировали у себя более 79% всех «мусорных» активов системы.
На 1 октября почти все необслуживаемые активы госбанков пришлись на кредиты и займы предприятиям реального сектора (1 720 млн BYN). Доля «мусора» по таким активам достигла 7,16% против 5,85% годом ранее.
Наиболее токсичными были необслуживаемые активы, предоставленные госбанками в иностранной валюте. Их сумма к 1 октября доросла до 1 304 млн BYN, а доля в общей массе валютных активов — 8,72%.
У частных банков и банков с иностранным капиталом удельные веса необслуживаемых активов юрлиц в валюте были вдвое ниже — 3,67% и 3,49%. При этом у частников и дочек банков из других стран доли «мусора» уменьшились к 2017 году, а у госбанков выросли.
В общем, даже официальная статистика неплохо показывает, что без реформы госсектора реального улучшения дел в банковской системе Беларуси не будет. Пока в ней доминируют госбанки, выдающие займы полуживым казенным предприятиям, над страной продолжит висеть угроза дефолта.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!