В нереформированной экономике Беларуси множатся неплатежи. Неплатежи как эпидемия передаются по цепочке предприятий и заражают новые и новые отрасли.
По официальным данным, на 1 октября 30,5% крупных и средних предприятий Беларуси не имели собственных оборотных средств, а 11,8% были обеспечены обороткой ниже норматива.
Дефицит собственной оборотки означает для предприятия постоянную потребность во внешней подпитке за счет кредитов и займов. Чем чаще предприятие берет на себя новые обязательства, тем выше его закредитованность.
Чем у компании больше закредитованность, тем выше ее уязвимость перед девальвацией и ниже финансовые результаты. Чем ниже финансовые результаты, тем выше потребность в кредитах на продолжение деятельности предприятия.
Таким образом после кризиса 2014 года функционирует замкнутый круг неплатежей и банкротств в белорусской экономике. Частный сектор по большей части очистился от слабых звеньев. Но вот многие казенные предприятия пока переживают тяжелые времена лишь благодаря масштабной господдержке.
Сохранение чиновничьей практики по поддержанию жизни в «плохих» предприятиях отрицательно сказывается как на госдолге, так и на компаниях. Слабые предприятия стремительно теряют оборотку и живут за счет заемных денег.
Наибольшая доля проблемных компаний работает в Минской области. В этом регионе 51,9% отчитавшихся предприятий либо не имеют собственных оборотных средств, либо испытывает их дефицит.
Чуть лучше дела обстоят у организаций Витебской области. В северном регионе проблемы с обороткой имеют 47,9% предприятий. В эту категорию входит как часть местной промышленности, так и сельхозники, потерявшие на полях значительную часть урожая.
Лучший удельный вес предприятий с недостатком или отсутствием оборотки демонстрировали предприятия Минска. В столице официальные статорганы насчитали около 34,7% проблемных компаний. «Секрет успеха» Минска прост: на территорию столицы почти не заходят сельхозорганизации, а в регионах их сотни.
К началу четвертого квартала 2018 года в число рекордсменов по доле компаний с дефицитом оборотных средств входили розничная торговля (62,5%), водный транспорт (57,1%) и воздушный транспорт (66,7%). При этом на транспорте собственная оборотка у проблемных компаний была вымыта полностью.
Недостаток оборотки — это отчасти родовая травма, особенность ритейла, отчасти — отражение деградации розничной сети потребительской кооперации. Проблемы с обороткой на транспорте вызваны внутренними причинами: речной транспорт постепенно умирает, воздушный — кредитуется ради обновления летного парка.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!