Курсы валют Нацбанка РБ
13 июн14 июн
1 USD 3,1888 3,1971 +0,0083
1 EUR 3,4288 3,4539 +0,0251
100 RUB 3,5789 3,5810 +0,0021
10 CNY 4,3953 4,3590 −0,0363
10 PLN 7,9086 7,9545 +0,0459

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
13 июн14 июн
USD 89,0214 88,2080 −0,8134
EUR 95,7391 94,8324 −0,9067
BYN 27,9397 27,5900 −0,3497
CNY 12,2310 12,0408 −0,1902
PLN 22,0116 21,9866 −0,0250

все курсы валют

Госсектор опять попрошайничает. Положение предприятий критическое

Прошла неделя с разгромного совещания правительства с участием президента. И вот на новых «посиделках» глава государства озвучил шокирующие факты.

Декабрьский сход чиновников был посвящен вопросам повышения эффективности работы госпредприятий. Основные обвинения президента в адрес правительства касались именно этого аспекта работы госаппарата.

Уже несколько лет подряд под давлением Евразийского фонда стабилизации и развития правительство Беларуси декларирует постоянное снижение объемов господдержки проблемным предприятиям. По словам президента, несмотря на общий тон заявлений чиновников, Совмин продолжает засыпать Администрацию главы государства просьбами о выделении многомиллионной помощи госсектору.

Как пример обращения правительства за новой господдержкой президент привел кейс АПК. По информации главы государства, правительство пробовало вбить в бюджет статью о поддержке предприятий, обслуживающий агропромышленный комплекс. Чиновники запросили на эти цели целых 500 млн BYN.

Интересно, что параллельно Совмин исполняет предписания ЕФСР и урезает суммы господдержки экономике в виде директивных кредитов. Так, на 2019 год запланировано снижение такой поддержки до 0,8 млрд BYN, а в 2020 году поддержка вообще должна обнулиться. Для сравнения: на 2018 год Совмин утвердил лимит директивного кредитования в размере 1,24 млрд BYN.

Похоже, что в чиновничьих кабинетах происходит игра по принципу «шаг вперед, два шага назад». Одной рукой правительство снижает господдержку, а другой рукой пытается залить госсектор деньгами другими способами. Классический подход, опробованный в прошлые годы, — взносы в капитал предприятий, или так называемая докапитализация.

Докапитализация производится под благовидными предлогами. Самый типичный — необходимость выравнивания суммарного капитала с размером уставного фонда. Диспропорция между капиталом и уставным фондом обычно возникает за счет огромных убытков от деятельности предприятия.

Яркий пример предприятия в отчаянном положении — Гомсельмаш. У гомельского завода есть финансовая «дыра» на сумму более 200 млн BYN. Кстати, очень вероятно, что львиная доля помощи в 500 млн BYN предназначалась как раз гомсельмашевцам. Подходит и вид деятельности, и масштаб нерешенных проблем.

Второй возможный получатель денег белорусов — многострадальное ОАО «Сукно». На предприятии никак не могут покончить с модернизацией и выйти на отдачу от вложений. Правительство запросило на нужды одной этой компании аж 92 млн EUR.

Еще один вопиющий случай запроса средств из казны -дрожжевой комбинат в Слуцком районе. Правительство предложило влить ресурсы в уставный фонд этого комбината, хотя рентабельность продаж у его достигала минус 112%.

Подпишет ли президент в конце года новые указы об оказании экстренной помощи госпредприятиям? Как показывает практика прошлых лет, такая вероятность очень высока. Только в декабре 2017 года власти простили госсектору около 800 млн BYN долгов. Тогда же были и большие взносы правительства для пополнения капитала некоторых заводов. В общем, для внешних кредиторов у нас останется одна картинка, а для внутреннего потребления будет совсем другая.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2018-12-04


Новости по теме: