Курсы валют Нацбанка РБ
02 дек03 дек
1 USD 2,9016 2,8997 −0,0019
1 EUR 3,3726 3,3669 −0,0057
100 RUB 3,7301 3,7437 +0,0136
10 PLN 7,9758 7,9388 −0,0370
10 CNY 4,0972 4,1004 +0,0032

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
02 дек03 дек
USD 77,7027 77,4631 −0,2396
EUR 90,3438 89,8514 −0,4924
BYN 26,7793 26,7142 −0,0651
PLN 21,3569 21,2158 −0,1411
CNY 10,9581 10,9251 −0,0330

все курсы валют

Госсектор опять попрошайничает. Положение предприятий критическое

Прошла неделя с разгромного совещания правительства с участием президента. И вот на новых «посиделках» глава государства озвучил шокирующие факты.

Декабрьский сход чиновников был посвящен вопросам повышения эффективности работы госпредприятий. Основные обвинения президента в адрес правительства касались именно этого аспекта работы госаппарата.

Уже несколько лет подряд под давлением Евразийского фонда стабилизации и развития правительство Беларуси декларирует постоянное снижение объемов господдержки проблемным предприятиям. По словам президента, несмотря на общий тон заявлений чиновников, Совмин продолжает засыпать Администрацию главы государства просьбами о выделении многомиллионной помощи госсектору.

Как пример обращения правительства за новой господдержкой президент привел кейс АПК. По информации главы государства, правительство пробовало вбить в бюджет статью о поддержке предприятий, обслуживающий агропромышленный комплекс. Чиновники запросили на эти цели целых 500 млн BYN.

Интересно, что параллельно Совмин исполняет предписания ЕФСР и урезает суммы господдержки экономике в виде директивных кредитов. Так, на 2019 год запланировано снижение такой поддержки до 0,8 млрд BYN, а в 2020 году поддержка вообще должна обнулиться. Для сравнения: на 2018 год Совмин утвердил лимит директивного кредитования в размере 1,24 млрд BYN.

Похоже, что в чиновничьих кабинетах происходит игра по принципу «шаг вперед, два шага назад». Одной рукой правительство снижает господдержку, а другой рукой пытается залить госсектор деньгами другими способами. Классический подход, опробованный в прошлые годы, — взносы в капитал предприятий, или так называемая докапитализация.

Докапитализация производится под благовидными предлогами. Самый типичный — необходимость выравнивания суммарного капитала с размером уставного фонда. Диспропорция между капиталом и уставным фондом обычно возникает за счет огромных убытков от деятельности предприятия.

Яркий пример предприятия в отчаянном положении — Гомсельмаш. У гомельского завода есть финансовая «дыра» на сумму более 200 млн BYN. Кстати, очень вероятно, что львиная доля помощи в 500 млн BYN предназначалась как раз гомсельмашевцам. Подходит и вид деятельности, и масштаб нерешенных проблем.

Второй возможный получатель денег белорусов — многострадальное ОАО «Сукно». На предприятии никак не могут покончить с модернизацией и выйти на отдачу от вложений. Правительство запросило на нужды одной этой компании аж 92 млн EUR.

Еще один вопиющий случай запроса средств из казны -дрожжевой комбинат в Слуцком районе. Правительство предложило влить ресурсы в уставный фонд этого комбината, хотя рентабельность продаж у его достигала минус 112%.

Подпишет ли президент в конце года новые указы об оказании экстренной помощи госпредприятиям? Как показывает практика прошлых лет, такая вероятность очень высока. Только в декабре 2017 года власти простили госсектору около 800 млн BYN долгов. Тогда же были и большие взносы правительства для пополнения капитала некоторых заводов. В общем, для внешних кредиторов у нас останется одна картинка, а для внутреннего потребления будет совсем другая.

2018-12-04