Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

Госсектор опять попрошайничает. Положение предприятий критическое

Прошла неделя с разгромного совещания правительства с участием президента. И вот на новых «посиделках» глава государства озвучил шокирующие факты.

Декабрьский сход чиновников был посвящен вопросам повышения эффективности работы госпредприятий. Основные обвинения президента в адрес правительства касались именно этого аспекта работы госаппарата.

Уже несколько лет подряд под давлением Евразийского фонда стабилизации и развития правительство Беларуси декларирует постоянное снижение объемов господдержки проблемным предприятиям. По словам президента, несмотря на общий тон заявлений чиновников, Совмин продолжает засыпать Администрацию главы государства просьбами о выделении многомиллионной помощи госсектору.

Как пример обращения правительства за новой господдержкой президент привел кейс АПК. По информации главы государства, правительство пробовало вбить в бюджет статью о поддержке предприятий, обслуживающий агропромышленный комплекс. Чиновники запросили на эти цели целых 500 млн BYN.

Интересно, что параллельно Совмин исполняет предписания ЕФСР и урезает суммы господдержки экономике в виде директивных кредитов. Так, на 2019 год запланировано снижение такой поддержки до 0,8 млрд BYN, а в 2020 году поддержка вообще должна обнулиться. Для сравнения: на 2018 год Совмин утвердил лимит директивного кредитования в размере 1,24 млрд BYN.

Похоже, что в чиновничьих кабинетах происходит игра по принципу «шаг вперед, два шага назад». Одной рукой правительство снижает господдержку, а другой рукой пытается залить госсектор деньгами другими способами. Классический подход, опробованный в прошлые годы, — взносы в капитал предприятий, или так называемая докапитализация.

Докапитализация производится под благовидными предлогами. Самый типичный — необходимость выравнивания суммарного капитала с размером уставного фонда. Диспропорция между капиталом и уставным фондом обычно возникает за счет огромных убытков от деятельности предприятия.

Яркий пример предприятия в отчаянном положении — Гомсельмаш. У гомельского завода есть финансовая «дыра» на сумму более 200 млн BYN. Кстати, очень вероятно, что львиная доля помощи в 500 млн BYN предназначалась как раз гомсельмашевцам. Подходит и вид деятельности, и масштаб нерешенных проблем.

Второй возможный получатель денег белорусов — многострадальное ОАО «Сукно». На предприятии никак не могут покончить с модернизацией и выйти на отдачу от вложений. Правительство запросило на нужды одной этой компании аж 92 млн EUR.

Еще один вопиющий случай запроса средств из казны -дрожжевой комбинат в Слуцком районе. Правительство предложило влить ресурсы в уставный фонд этого комбината, хотя рентабельность продаж у его достигала минус 112%.

Подпишет ли президент в конце года новые указы об оказании экстренной помощи госпредприятиям? Как показывает практика прошлых лет, такая вероятность очень высока. Только в декабре 2017 года власти простили госсектору около 800 млн BYN долгов. Тогда же были и большие взносы правительства для пополнения капитала некоторых заводов. В общем, для внешних кредиторов у нас останется одна картинка, а для внутреннего потребления будет совсем другая.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2018-12-04


Новости по теме: